С древних времён считалось, что волки имеют особую и необъяснимую связь с ночным светилом. Лесным хищникам приписывались фантастические способности, которые якобы открываются у них во время полной Луны. Благодаря этим сказаниям и преданиям воображение сразу рисует волка, превращающегося в полнолуние в оборотня. Однако реальность гораздо прозаичнее. Зоологи считают, что Луна как таковая абсолютно не влияет на поведение этих прекрасных и умных животных. Так почему же волки воют на Луну? Своя версия на этот счет у сибирского сказителя Н.И. Литвинцева.  

Сказку «Отчего волк на луну воет» читают актеры народного театра «Содружество» и автор проекта «Сказки Сибири» Наталия Щапова. В роли рассказчика режиссер театра, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Александр Гречман. 

 

Сказки – один из старейших жанров фольклора. Конечно, и действительность, и прошлое отражены в них, но, так сказать, в зашифрованном виде. Сейчас, например, мы знаем, почему именно младший крестьянский сын в начале повествования обычно представлен глупым и никудышным, а к концу сказки он же изображён и удачливым, и умным, и красивым. Оказывается, младший сын по древним обычаям обязан был содержать родителей, пока они живы, он же должен был и похоронить их по-людски. В наследство ему доставалась только изба. А старшим братьям переходила земля, скотина, сбережения. Стало быть, давалась воля их предприимчивости, ведь на их руках не было стариков-нахлебников. Возможно, это было и справедливо. Если у хлебороба руки не связаны, значит, и пользы от него больше. А как же с Иваном, младшим сыном? Обделен ли он? Наверное. Но его доля, его судьба была для людей нравственным примером, образцом. Долг есть долг. Вот почему Иван-дурак сидит на печи как привязанный: он привязан к родительскому очагу силой традиций, условиями древнего обычая.

Вот в сказке «Сивка, Бурка и синегривый конь», рассказанной Николаем Григорьевичем Бояркиным, Ванюшка напоминает братьям, что надо идти «к тятьке». Значит, крепче других помнит отцов наказ сыновьям поочередно три ночи являться на его могилу. Этот наказ для умных братьев ничего не значит – какой же нормальный человек согласится сидеть в темную ночь на кладбище из-за прихоти умирающего старика! Это сказ для дураков. Нравственная сторона дела их не интересует, исполнение неразумного завета по их здравому размышлению, не обязательно. Но Ванюшка ко всему относится проще – на то он и «дурак».

Однако не так уж он и глуп. Иван ловко увиливает от ответа на расспросы братьев, выходил ли отец из могилы. «А ты, – говорит Ванюшка сперва одному, потом другому, – из могилы выйдешь?» Разумные братья, конечно, понимают, что из могилы не возвращаются, и не догадываются, что дурак-то их и дурачит. И другие эпизоды говорят не о глупости, а об уме Ванюшки. И становится ясно, что Ванюшка, действительно, все понимал лучше других и не случайно, а по заслугам стал царским зятем.

Текст читают артисты заслуженного коллектива народного творчества народного театра «Содружество». В роли рассказчика режиссер театра, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Александр Гречман.

 

Часть 1

Часть 2

 

Эта сказка записана Еленой Шастиной от Раисы Егоровны Шеметовой в 60-х годах ХХ века. Тогда-то Елена Ивановна сделала одно важное открытие: оказалось, что сказки одной из «лучших представительниц русской сказочной поэзии» Наталии Осиповны Винокуровой не канули в Лету, их подхватила не менее талантливая младшая дочь сказительницы Раиса Шеметова. Эти сказки до сих пор в аутентичной форме бытуют в сельской среде – деревне Обхой Качугского района Иркутской области. Более 300 лет в семье хранят и собирают русские сказки.

Наталья Винокурова служила горничной в Иркутске, в богатом доме. Потом ее выдали замуж в деревню Толмачево Качугского района. Ее девичья фамилия – Большедворская. От Большедворских и пошел сказочный род, они рассказывали свои сказки с XVII века. Про Большедворских односельчане говорили «изуроченные словом». Это значит «испорченные», «изувеченные». Есть легенда, что один из их предков хотел все знать и пошел в ученики к колдуну. Для испытания тот велел залезть ему собаке в пасть. Но сделать это оказалось невозможно. Тогда, в качестве урока, ученик стал рассказывать сказки по ночам. Дар или проклятье получил он от колдуна? Потомки решили, что дар.

В избе бабушки Раисы собиралась вся деревня и каждый вечер слушали сказки – бытовые, страшные, волшебные. Рассказывала она и историю про беспутного сына. Беспутные люди были во все времена. И в каждом времени было с ними по-разному сложно. Что мешало им стать такими, как все вокруг: работящими, толковыми, семейными? То ли лень, то ли природная хитрость, то ли безудержная фантазия. Но почему-то всё, за что они брались, вопреки житейскому разуму, удавалось. И правда оказывалась на их стороне. Может быть, сказка поможет ответить на эти вопросы!

Текст читают артисты заслуженного коллектива народного творчества народного театра «Содружество». В роли рассказчика – режиссер театра, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Александр Гречман.

 

Часть 1

Часть 2

 

 

 

 

Сказка – искусство народное, искусство древнее. И у каждой свой язык, особый. Есть он и у сибирских сказок. «Нишшенка» – именно так называется история, записанная Еленой Шастиной от Раисы Егоровны Шеметовой. Ошибки в названии нет, слово так и произносили – это сибирский говор. В Сибири в XIX-XX веках было много каторжников и переселенцев, язык был перемешан. В результате и появилась в сибирских сказках характерная шепелявость: «прошшайте», «нишшенка», «помешшенье».

Сохранился такой говор и в «Нишшенке». Сказка эта учит тому, что женская доля не всегда несчастной бывает. Вот и из нишшенки можно царицей стать. Сюжет очень древний. Но если у знаменитой Золушки вся ее счастливая жизнь после свадьбы организовалась, то нашей Машеньке за него, за счастье-то это, еще побороться пришлось. Но ведь давно известно, что все препятствия только закаляют, и любовь после них крепче случается. А как же иначе? Предки наши правду говорили, даже в сказках.

Текст читают актеры заслуженного коллектива народного творчества народного театра «Содружество». В роли рассказчика режиссер театра, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Александр Гречман.

Сказку «Купеческий сын и заклятая девица» фольклористу Елене Шастиной рассказал тункинский сказитель Дмитрий Асламов. «Я плохую-то не говорю. У меня сказки шибко хорошие», – любил повторять Дмитрий Савельевич.

Сказки – искусство народное, искусство древнее. Это отражение культуры, взглядов, обычаев наших далеких предков. И каждый мастер рассказывает их своим языком, на котором привык говорить он сам, его близкие и родные. Вот почему так важно уберечь этот «некультурный» язык. Иногда, может быть, очень сложный для городского жителя, но поистине язык народный – драгоценный памятник прошлого.

 «Какую бы еще умственнаю… так бы слить, штоб н-на!», – так говорил сказочник Асламов. Дмитрий Савельевич, по рассказам современников, каждый раз готовился к выступлениям, повторяя про себя сказки. И потом тщательно заботился, чтобы «все было на месте и к месту». Так что можно сказать, что перед подлинным сказителем лежат те же задачи, что и перед писателем –  задачи упорядочивания материала, его выбор и развитие художественного замысла.

Сказку «Купеческий сын и заклятая девица» читают актеры народного театра «Содружество» Иркутского областного Дома народного творчества. Рассказчик – режиссер театра, заслуженный работник культуры Иркутской области Александр Гречман. 

План работы
 
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e  для победы_ главная
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Лента не найдена
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика