«В одной деревне жили два брата. Один бедный, другой богатый»…Так начинается сказка «Краюшка» М.М. Болдаковой, вошедшая в сборник «Не на небе – на земле».
Тему богатства и бедности часто поднимают в сказках, в сибирских в том числе. И сюжет в этих историях развивается примерно по одному сценарию: герой бедный живет плохо, но честно, богатый – ищет для себя выгоду и способы еще большего обогащения. Но рано или поздно бедный человек будет вознагражден, богатый за обман и зависть – наказан. Все по справедливости. Как объясняет народная поговорка: «Не устоять худу против добра». Добро всегда торжествует! Эта житейская мудрость звучит и в «Краюшке».
Сказку читают артисты любительского театра «Содружество» ИОДНТ – заслуженный коллектив народного творчества. В роли рассказчика режиссер театра, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Александр Гречман.
- Подробности
- Категория: Проект «Сказки Сибири»
Игральные карты известны во всем мире, но где и когда они появились, сказать сложно. Не совсем ясен и путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII века.
Первое достоверное письменное упоминание об игральных картах в России относится к 1649 году. В «Уложении» царя Алексея Михайловича игра в карты попала в главу «О разбойных и татиных делах». В этом «уголовном кодексе» картежники приравнены к «татям» – ворам и грабителям. А наказания для воров в те времена были суровыми. Попавшихся на игре в карты в первый раз предписывалось сечь кнутом, отрезать левое ухо и сажать в острог на два года. Если игрок оказывался рецидивистом и ни кнут, ни нож палача не могли отучить его от пагубной страсти, его заковывали в кандалы и отправляли на каторгу. Если и это не помогло, «Уложение» предписывало совсем уж крайнее средство – «казнить смертью». Впрочем, столь суровые меры касались только простого? «черного» люда. Бояр не пороли кнутом, не отрезали им уши, не заковывали в кандалы.
О том, что колода не случайный набор карт, рассказывает сказка, записанная Еленой Шастиной от С.В. Высоких. Главный герой этой истории утверждает, что «карты взяты из Библии». Получится ли у него это доказать – узнаете, прослушав сказку «Карты». Текст читают актеры народного театра «Содружество». Рассказчик – режиссер театра, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Александр Гречман.
- Подробности
- Категория: Проект «Сказки Сибири»
В сибирских деревнях сказки всегда пользовались популярностью, были востребованы. Была у простого народа неуёмная жажда слова. Сказителей любили, они собирали вокруг себя много слушателей. Сюжеты бытовали самые разные: о волшебстве, о добре и зле, о хитрости и смекалке. Часто в повествованиях появлялась нечистая сила. Такой герой оказался и в сказке «Про мужика, чёрта и злую бабу».
«Жил в одной деревне мужик. Звали его Аркадий. Был он человек работящий, характером спокойный. Только вот жена ему попалась злыдня злыдней. Он ей – слово – она ему десять! Всю шею перепилила мужику», – так начинается история, вошедшая в сборник Елены Шастиной «Не на небе – на земле». Ироничный рассказ о находчивом мужике и о том, что иная баба хуже самого чёрта!
Сказку читают актеры народного театра «Содружество». В роли рассказчика режиссер театра, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Александр Гречман.
- Подробности
- Категория: Проект «Сказки Сибири»
Тема превращения человека в животных часто встречается в сказках. Заклятые – герои сказки, ставшие зверями по злой воле. Заклятие снимается после выполнения каких-либо условий: нужно чем-то помочь другим людям, кого-то спасти, проявить доброту. И только пройдя испытания, заклятый вновь становится человеком – так он вознаграждается за хорошие дела.
Бытует в сказках такой сюжет на эту тему: разозленная теща или жена оборачивает зятя или мужа в собаку. Подобный случай произошел и с Иваном Марковичем – главным героем сказки «Соболька». Эту историю рассказал фольклористу Елене Шастиной сказитель дедушка Харый. Случилось с Иваном настоящее «чудовище» (так в Сибири называли чудо). Какое – расскажут актеры народного театра «Содружество» и режиссер театра, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Александр Гречман.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
- Подробности
- Категория: Проект «Сказки Сибири»
Сибирские сказочники похожи и не похожи на всех других, проживавших и проживающих в России. Похожи потому, что все сказочники миры, о которых говорили сказители, подобны друг другу. И не похожи потому, что Сибирь, по сравнению с центральной Россией, всегда имела свои географические и исторические особенности, свой уклад.
Огромные территории Сибири были труднодоступны из-за сложности сообщения. Даже сибирские сёла были слабо связаны между собой, учитывая расстояния, на которых они располагались друг от друга. Изоляция многих населенных пунктов от внешнего мира способствовала сохранению традиционного сибирского фольклора.
Вместе с тем, в Сибирь стекалось множество разного люда. Часто сказочники были бродягами, переселенцами или ссыльными. Местное население глухих таёжных деревень ценило их как один из немногих источников информации, давало кров и еду. А рассказчики, чтобы остаться у гостеприимных хозяев подольше, растягивали сказки на несколько вечеров: переплетали в одном повествовании известные им сюжеты, придумывали сложную композицию. И так, со сказкой, шли дальше: в другие поселения, в другие дома.
Вот и сказка «Цыган и чёрт» начинается с дорожного приключения: «Ехал цыган. Заезжат в одну деревню, стучит в дом – никто не отвечат…».
Сказку читают актеры народного театра «Содружество». В роли рассказчика режиссер театра, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Александр Гречман.
- Подробности
- Категория: Проект «Сказки Сибири»