Татьяна Николаевна Кочмина родилась и выросла в Иркутске. Дом на Марата, 29, где прошло детство мастерицы, она и сегодня вспоминает с особой теплотой. По её словам, известные иркутские музыканты и писатели, которые жили по соседству, оказали огромное влияние на творческое формирование личности. Татьяна Николаевна пробовала петь, играть на музыкальных инструментах, участвовала в театральных постановках.
После окончания архитектурного факультета ИрГТУ уехала работать по распределению Усть-Илимск и там всерьёз увлеклась росписью по дереву. Вместе с Еленой Михеенковой в городе на северо-западе Иркутской области Татьяна Николаевна Кочмина организовала школу народных ремёсел, которая существует до сих пор и известна далеко за пределами нашего региона.
Первые работы мастерицы представляли собой графические пейзажи, где в центре композиции были изображены фигуры животных, птиц и прогуливающихся по улице людей. К традиции Татьяна Николаевна впервые обратилась в 1992 году. Изучив многочисленные труды историков и материалы учебно-методических пособий, начала расписывать изделия из дерева по мотивам урало-сибирской росписи.
В 1993 году мастерица возвращается в Иркутск и открывает при Областном центре народного творчества и досуга (так на тот момент назывался Дом народного творчества) студию по художественной росписи для детей и взрослых. Вместе со своими учениками Т. Н. Кочмина расписывает предметы мебели, сундуки, уличные скамейки и деревянные разделочные доски.
В работе мастерица использовала известную технику двойного мазка, когда на края плоской кисти одновременно берётся две краски разного цвета и свободным движением руки создаются элементы композиции. При этом, Татьяна Николаевна решила пойти дальше традиционных сюжетных канонов, и в её работах стали появляться герои байкальских сказок, растительный и животный мир Прибайкалья, мифологические существа. Любимым персонажем у Кочминой была и остаётся птица Сирин – в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы.
В учебных целях, для росписи деревянных изделий, Татьяна Николаевна использовала не только масляные краски, но и акриловые, гуашь. Покрывалась готовая работа в основном лаком ПФ.
Студия художественной росписи проработала всего два года. За это время были созданы десятки художественных творений, которые были переданы в собрание в ИОДНТ. Некоторые из них экспонировались на выставках декоративно-прикладного творчества, но значительная часть произведений долгие годы ждала своего часа. Именно эти ранние работы, выполненные в 1993-1994 годах самой Т. Н. Кочминой и ее учениками, позволяющие проследить формирование художественного языка ее школы, стали основой виртуальной выставки.
Над выставкой работали:
Кожухарь А. И., к. и. н., ведущий специалист по фольклору отдела «Ремесленное подворье»
Пуляевская О. О., ведущий менеджер по связям с общественностью информационно-методического отдела
Пашкова К. В., фотограф, дизайнер
Васильева О. В., заведующий информационно-методическим отделом