Сказки – один из старейших жанров фольклора. Конечно, и действительность, и прошлое отражены в них, но, так сказать, в зашифрованном виде. Сейчас, например, мы знаем, почему именно младший крестьянский сын в начале повествования обычно представлен глупым и никудышным, а к концу сказки он же изображён и удачливым, и умным, и красивым. Оказывается, младший сын по древним обычаям обязан был содержать родителей, пока они живы, он же должен был и похоронить их по-людски. В наследство ему доставалась только изба. А старшим братьям переходила земля, скотина, сбережения. Стало быть, давалась воля их предприимчивости, ведь на их руках не было стариков-нахлебников. Возможно, это было и справедливо. Если у хлебороба руки не связаны, значит, и пользы от него больше. А как же с Иваном, младшим сыном? Обделен ли он? Наверное. Но его доля, его судьба была для людей нравственным примером, образцом. Долг есть долг. Вот почему Иван-дурак сидит на печи как привязанный: он привязан к родительскому очагу силой традиций, условиями древнего обычая.
Вот в сказке «Сивка, Бурка и синегривый конь», рассказанной Николаем Григорьевичем Бояркиным, Ванюшка напоминает братьям, что надо идти «к тятьке». Значит, крепче других помнит отцов наказ сыновьям поочередно три ночи являться на его могилу. Этот наказ для умных братьев ничего не значит – какой же нормальный человек согласится сидеть в темную ночь на кладбище из-за прихоти умирающего старика! Это сказ для дураков. Нравственная сторона дела их не интересует, исполнение неразумного завета по их здравому размышлению, не обязательно. Но Ванюшка ко всему относится проще – на то он и «дурак».
Однако не так уж он и глуп. Иван ловко увиливает от ответа на расспросы братьев, выходил ли отец из могилы. «А ты, – говорит Ванюшка сперва одному, потом другому, – из могилы выйдешь?» Разумные братья, конечно, понимают, что из могилы не возвращаются, и не догадываются, что дурак-то их и дурачит. И другие эпизоды говорят не о глупости, а об уме Ванюшки. И становится ясно, что Ванюшка, действительно, все понимал лучше других и не случайно, а по заслугам стал царским зятем.
Текст читают артисты заслуженного коллектива народного творчества народного театра «Содружество». В роли рассказчика режиссер театра, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Александр Гречман.
Часть 1
Часть 2