Владимир Петрович Антипенко, Народный мастер Иркутской области, Лауреат премии губернатора, живет и работает в Нижнеудинске. С его биографией можно ознакомиться на сайте ГБУК «ИОДНТ» в разделе «Народные мастера»: http://iodnt.ru/narodnye-mastera/2587-antipenko-vladimir-petrovich
Уникальность работ Владимира Антипенко состоит в том, что в отличие от массово распространенных сувенирных поделок, выполняемых из одного слоя бересты встык, автор использует одну из наиболее сложных традиционных технологий работы с берестой, а именно изготовление емкостей из так называемого «сколота» или «сколотня». Для снятия сколота выбирается гладкий березовый ствол с минимальным количеством трещин, сучков и неровностей. Кора аккуратно отделяется от спила такого ствола и бережно снимается единым цельным полым цилиндром. В результате на стенках сосуда – туеса или кружки – не будет стыков, и его можно будет использовать в быту, в том числе и для хранения или сервировки жидкостей. Это очень кропотливая работа, т.к. из-за любого неосторожного движения сколот может повредиться в процессе снятия и все старания пойдут насмарку. Однако сколот становится только основой сосуда, первым слоем. Далее мастер декорирует сосуд многослойным берестяным прорезным орнаментом. Эта технология возникла в XVII – начале XVIII вв. Гармоничное колористическое решение создается за счет тонкой работы с тщательно подобранными оттенками бересты. Причем береста не окрашивается, а используются именно естественные цвета, палитра которых на удивление богата: от темно-серых, почти черных, через коричневые, золотистые, нежно-розовые тона приближаясь к совсем светлым. Отобранные пласты бересты накладываются на сосуд в несколько слоев, причем верхние слои прорезаются, чем создается сложный рельеф, дополнительно орнаментируемый стилизованным растительным узором, также выполненным вручную – в этом еще одно ключевое отличие от сувенирных поделок, как правило, декорируемых с помощью механической штамповки. Края кружек «прошиты» тонкими берестяным полосками – это и дополнительный авторский декоративный элемент, и защита края изделия от расслаивания в процессе использования. Наконец, главным украшением и авторской «изюминкой» произведений Владимира Антипенко является оформление изделий резными панно также ручной работы. Сюжеты панно разнообразны: от памятников иркутской архитектуры до пейзажей Нижнеудинского района. Они выполнены на более темной бересте и включены в декор изделий в виде медальонов сложной формы, для которых верхние слои светлой бересты служат своего рода обрамлением.
В коллекции ГБУК «ИОДНТ» имеется около двух десятков работ Владимира Антипенко. Большинство из них маркированы авторским клеймом с указанием года изготовления. Эти произведения и стали основой представленной выставки.
Над выставкой работали:
Кожухарь А. И., к.и.н., ведущий специалист по фольклору отдела «Ремесленное подворье»
Пашкова К. В., фотограф, дизайнер
Васильева О. В., заведующая информационно-методическим отделом
http://iodnt.ru/virtualnye-vystavki/4394-virtualnaya-vystavka-beloe-zoloto-khudozhestvennaya-beresta-vladimira-antipenko-v-sobranii-gbuk-iodnt#sigProIdc685341384