Эта сказка записана Еленой Шастиной от Раисы Егоровны Шеметовой в 60-х годах ХХ века. Тогда-то Елена Ивановна сделала одно важное открытие: оказалось, что сказки одной из «лучших представительниц русской сказочной поэзии» Наталии Осиповны Винокуровой не канули в Лету, их подхватила не менее талантливая младшая дочь сказительницы Раиса Шеметова. Эти сказки до сих пор в аутентичной форме бытуют в сельской среде – деревне Обхой Качугского района Иркутской области. Более 300 лет в семье хранят и собирают русские сказки.
Наталья Винокурова служила горничной в Иркутске, в богатом доме. Потом ее выдали замуж в деревню Толмачево Качугского района. Ее девичья фамилия – Большедворская. От Большедворских и пошел сказочный род, они рассказывали свои сказки с XVII века. Про Большедворских односельчане говорили «изуроченные словом». Это значит «испорченные», «изувеченные». Есть легенда, что один из их предков хотел все знать и пошел в ученики к колдуну. Для испытания тот велел залезть ему собаке в пасть. Но сделать это оказалось невозможно. Тогда, в качестве урока, ученик стал рассказывать сказки по ночам. Дар или проклятье получил он от колдуна? Потомки решили, что дар.
В избе бабушки Раисы собиралась вся деревня и каждый вечер слушали сказки – бытовые, страшные, волшебные. Рассказывала она и историю про беспутного сына. Беспутные люди были во все времена. И в каждом времени было с ними по-разному сложно. Что мешало им стать такими, как все вокруг: работящими, толковыми, семейными? То ли лень, то ли природная хитрость, то ли безудержная фантазия. Но почему-то всё, за что они брались, вопреки житейскому разуму, удавалось. И правда оказывалась на их стороне. Может быть, сказка поможет ответить на эти вопросы!
Текст читают артисты заслуженного коллектива народного творчества народного театра «Содружество». В роли рассказчика – режиссер театра, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Александр Гречман.
Часть 1
Часть 2