Вот ведь как бывает: и у царя сыновья богатырями могут быть! Правда, по версии сибирского сказочника П. А. Лыхина, не все, а только младшие – как в сказке «Богатырь Иван-царевич – царя сын».

Где богатырь, там всегда: смелость, мудрость и отвага – все качества, что народным героям свойственны. Ко всем перечисленным достоинствам герой Иван-царевич ещё и красив, молод, а прежде чем достичь желанной цели и счастья он совершает подвиги, рискуя жизнью. Выбор свой, в отличие от старших братьев, делает сразу верный. Невольно становится защитником интересов всей семьи, Отвоёвывает невесту не только для себя, но и для братьев – будущих жён. Но… братья идут на подлость…

Царский сын. С большой буквы! Как разворачивались события, вы сможете проследить сами, послушав сказку в исполнении заслуженного коллектива народного творчества, театра «Содружество», и сделать для себя выводы.

*В выпуске использованы русские народные свадебные песни в исполнении фольклорного ансамбля "Воля" и музыкальная тема из м/ф "Князь Владимир"

Сказка – не только детская забава. В своей таинственности и обрядовости она хранит воспоминания о давно минувших эпохах и учит делать добро, поступать по справедливости, а заодно и выходить из непредвиденных ситуаций. Героям сказок помогает природная смекалка и многовековой народный опыт предков.

Чего только в жизни не бывает? Ведь верили же, что кто-то видел и общался с кикиморами… А раз так, то почему бы их не встретить на рыбалке? И повстречав нечисть – проучить её как следует!

В истории, рассказанной сибирским сказителем В. С. Толмачёвым, старику-рыбаку удалось обхитрить мифологические персонажи женского пола J Как он это сделал, узнаете, прослушав сказку «Как старик-рыбак людей лечил. Кикимора или двенадцать девушек». Под этим названием она напечатана в сборнике фольклориста Елены Шастиной «Не на небе – на земле».

Аудиоспектакль записали артисты заслуженного коллектива народного творчества народного театра «Содружество» Иркутского областного Дома народного творчества. Прозвучали песня и частушки в исполнении Сергея Старостина

Почему так хорошо сохранилась сказочная традиция в Сибири? На этот вопрос ответить можно, если представить глухую таежную деревню, отсутствие дорог, почти полную изоляцию от внешнего мира, охотничий быт, артельную работу, отсутствие образования, удалённость от культурных центров.  Многие сказочники были ссыльными, поселенцами или бродягами, которые расплачивались сказкой за ночлег и угощение. Эта особенность тоже наложила свой отпечаток на традицию. Сибирская сказка не так проста, как может показаться на первый взгляд.

Вот взять хотя бы «Никишку»: «Жил мужик в селе. У этого мужичка был паренек. Его звали Никишка. … И вот в одно прекрасное время солдаты проходили с армии…»

Причина, по которой Никишке не удалось стать солдатом. вроде по-житейски понятна. Но вот почему стать графом оказалось проще, поймете, когда послушаете сказку.

С текстами тункинского сказителя Дмитрия Савельевича Асламова вы уже знакомы. Наши аудиоспектакли «Царевна-старушка», «Омелюшка», «Боба-королевич», «Кащель бессмертный» и «Про шульверов» прозвучали в эфире радио «Комсомольская правда». Переслушать их в любое время можно на сайте Иркутского областного Дома народного творчества в разделе «Сказки Сибири» и в подкастах нашей группы ВКонтакте.

Сегодня вашему вниманию мы предлагаем «Чудесное бегство». Прослушав её в исполнении заслуженного коллектива народного творчества «Содружество», вы еще раз убедитесь, что сказка в давние времена не была лишь забавой. Была ремеслом. Сколько в ней остроумия, сплетения сюжетов кажущейся простоты, за которой стоит подлинная народная мудрость.

Замечательный тункинский сказочник Асламов в каждой из легенд тщательно заботился, чтобы «всё было на месте и к месту». Чего стоит начало: «Один был кавалер, выхвалял себя: «Есть ли меня в свете хитрее, мудрее?». Так ведь и сейчас часто бывает по молодости: кажется, что всё известно, и ничем нас не удивишь. Но вот встреча со старичком, перевернула жизнь героя сказания – бахвального юноши. А как это произошло им чем дело кончилось – слушайте!

Пушкинскую «Сказку о царе Салтане» знают все, а вот сказку сибиряка Дмитрия Савельевича Асламова «Солнышко, Голуба и Месяц», думаем, немногие…

Александр Сергеевич написал своё произведение на основе фольклора в стихах, а наш земляк-сказочник вновь вернул её в прозаическую народную речь. Основную идею, смысл не изменил. Слегка добавил местного колорита и сибирской житейской мудрости.

 Эта сказка о молодой семье, которая сумела преодолеть множество препятствий на своем пути и воссоединиться после долгих дней разлуки. Она еще раз доказывает, что на чужом несчастье никто и никогда не сумел построить своего счастья. Так же как и у классика, сказка осуждает зависть, жестокость и несправедливость, учит добру, состраданию, благородству, умению ценить простые семейные радости. Только вот конец ее более суров, чем у Пушкина.

План работы
 
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e  для победы_ главная
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Лента не найдена
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика