Сибирские сказочники похожи и не похожи на всех других, проживавших и проживающих в России. Похожи потому, что все сказочники миры, о которых говорили сказители, подобны друг другу. И не похожи потому, что Сибирь, по сравнению с центральной Россией, всегда имела свои географические и исторические особенности, свой уклад.
Огромные территории Сибири были труднодоступны из-за сложности сообщения. Даже сибирские сёла были слабо связаны между собой, учитывая расстояния, на которых они располагались друг от друга. Изоляция многих населенных пунктов от внешнего мира способствовала сохранению традиционного сибирского фольклора.
Вместе с тем, в Сибирь стекалось множество разного люда. Часто сказочники были бродягами, переселенцами или ссыльными. Местное население глухих таёжных деревень ценило их как один из немногих источников информации, давало кров и еду. А рассказчики, чтобы остаться у гостеприимных хозяев подольше, растягивали сказки на несколько вечеров: переплетали в одном повествовании известные им сюжеты, придумывали сложную композицию. И так, со сказкой, шли дальше: в другие поселения, в другие дома.
Вот и сказка «Цыган и чёрт» начинается с дорожного приключения: «Ехал цыган. Заезжат в одну деревню, стучит в дом – никто не отвечат…».
Сказку читают актеры народного театра «Содружество». В роли рассказчика режиссер театра, заслуженный работник культуры и искусства Иркутской области Александр Гречман.