Кружевоплетение – исторически «молодой» вид декоративно-прикладного искусства. В Европе он начинает активно развиваться на рубеже Средневековья и Нового времени. В России первые известные образцы коклюшечного кружевоплетения датируются последней четвертью XVII в. При этом долгое время оно оставалось под значительным влиянием европейских техник. Надо заметить, что, хотя первое упоминание о кружеве в русских текстах встречается еще в Ипатьевской летописи, во фрагменте, относящемся к 1252 г., само слово «кружево» поначалу обозначало галун, кант, декоративную отделку по краю золотой нитью.
Лишь с конца XVIII в. начинают формироваться собственно российские традиции кружевоплетения, а к середине XIX в. оно становится полноценным ремеслом и начинает производиться на продажу. К этому времени наступает расцвет ключевых центров российского кружевного производства в Вологде, Вятке, Ельце и др. Наиболее ранние образцы кружева, фиксируемые в Сибири, относятся к концу XIX в.
Собственных исторических центров кружевного ремесла, сопоставимых с мануфактурами европейской России, в Сибири не возникло. Однако традиции кружевоплетения проникали в быт всех сословий, ассимилировались и приобретали локальную специфику, продолжая развиваться вплоть до настоящего времени.
Выставка «Теория струн» из цикла областных тематических выставок декоративно-прикладного искусства, посвященных различным видам ремесел, призвана показать современное развитие кружевоплетения на территории Иркутской области. И хотя статистически кружевоплетение не относится к наиболее развитым в регионе – им занимаются лишь в нескольких муниципальных образованиях, на выставке представлены избранные работы кружевниц, сохраняющих традиции создания кружева в трех локальных центрах: Иркутске, Братске и Тулунском районе. Всем им удается сочетать исторически сложившиеся приемы работы с инновационным творческим подходом, позволяющим экспериментировать с формой, цветом и материалом.
Работы Любови Гречиной из Братска наиболее классические по форме. Они представлены салфетками, дорожками, воротниками, т.е. теми предметами, которые всегда составляли «ядро» русских кружевных традиций. Елена Бардова из с. Бурхун Тулунского района обращается к теме женских кружевных аксессуаров – шляпок, перчаток-митенок, ажурных сумочек. Эти предметы, вошедшие в моду еще в XIX в., сохраняют свою актуальность до сих пор, развиваясь вместе со сменой стилей и направлений, и обеим мастерицам вполне удается придать классическим элементам современное «звучание».
Основное ядро выставки составляют работы иркутянки Валентины Яковлевой и ее учениц. Валентина Ивановна много лет посвятила изучению традиций кружевоплетения и, хотя сама уже давно преподает это ремесло, продолжает углублять свои знания. Она не боится экспериментировать и прививает этот подход ученицам. Так им удается не только по-новому интерпретировать классику, находя для нее современные решения (наглядный пример – кружевные веера, основной модный аксессуар XVIII-XIX вв., в который мастерицам удалось заново вдохнуть жизнь). Они также открывают и новые, ранее не распространенные формы: кружевные галстуки, броши, декоративные панно; сочетают кружевоплетение с другими техниками и материалами: вышивкой, бисером.
Вот что рассказывает о себе и своих учениках сама мастерица:
«Кружевом увлеклась еще в конце семидесятых, когда жила в Ангарске. Моя мама в то время занималась у преподавателя по кружеву. Переехав в Иркутск, я начала посещать уроки рукоделия Клавдии Петровны Федоровой. От всего сердца я благодарна моей наставнице за то, что я чего-то достигла в кружевоплетении. Я начала учиться у неё в ДК им. Гагарина, являясь активным членом женского клуба «Хозяюшка». И каковы же хитросплетения судьбы! Сейчас, уже на протяжении 8 лет я учу ветеранов Иркутского авиазавода в этом же ДК. Здесь у меня занимаются «девочки» от 55 до 84 лет. Это мой дорогой клуб «Родник». Они достигли очень хороших результатов. Это видно в экспонатах выставки: веера, женские профили – это их рук работы. После ухода из жизни Клавдии Петровны я подхватила работу в мастерской кружевоплетения ИРООО «Союз мастеров народного искусства “Оникс”», которой руковожу до сего времени. Здесь у меня одни таланты! Посмотрите на эти композиции: «Весна» – работа Федоровой Надежды Ивановны. Очень тонкое французское кружево в технике торшон, выполнена на 54 парах коклюшек, а какие у неё шляпы! А умница-красавица Козлова Мария и её нежнейшая композиция «Зима», авторские работы от создания сколка до воплощения мечты в реальность – её браслеты! А сколько ещё у неё задумок – создать креативный воротник, колье, в котором показать свое любимое животное – волка! И я верю, что это случится.
Пять лет я преподавала в Центре детского творчества «Восход» сразу по трём направлениям: работа с бисером, ручное ткачество и моё самое любимое – кружевоплетение. Ушла на пенсию и не думала возвращаться в школу. И опять крутой поворот судьбы – я руковожу объединением «Кружевница» школы №69. Здесь, не могу сказать «каждая», потому что у меня есть и три мальчика. В школе я работаю всего второй год. А какие у нас результаты! Данилова Полина и Ермакова Валентина выполнили в прошлом году научную работу и на Всероссийском конкурсе заняли второе место в номинации «Возрождение русских традиций». Работы детей здесь представлены различными панно, предметами одежды. Многие дети являются победителями дистанционных международных конкурсов: Ботоева Екатерина, Данилова Полина и Ермакова Валентина, Шахсинова Анна, Сова Иван. Это говорит о том, что наше кружево продолжает жить и развиваться. И я всячески буду этому содействовать.
Я хочу выразить свою благодарность Березиной Галине Яковлевне в том, что и её заслугой является мой творческий рост. За эти тридцать с лишним лет, часто, благодаря именно ей, я приняла участие во многих выставках и конкурсах различного уровня, что, конечно, сопутствовало моему развитию в творческом плане. Спасибо огромное!».
В целом школа Валентины Яковлевой вносит наиболее значительный вклад в сохранение и развитие традиции кружевоплетения на территории Иркутской области, помогая этому виду декоративно-прикладного искусства оставаться всегда актуальным.
Над выставкой работали:
Ращенко О. А. – заведующая отделом «Ремесленное подворье»
Васильева О. В. – заведующий информационно-методическим отделом
Кожухарь А. И. – к.и.н., ведущий специалист по фольклору отдела «Ремесленное подворье»
Русакова А. С. – менеджер по культурно-массовому досугу отдела «Ремесленное подворье»
Пашкова К. В. – менеджер по культурно-массовому досугу информационно-методического отдела
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title