Жители Иркутской области называют себя сибиряками независимо от национальности, но есть ещё старожилы, чалдоны, бурундуки, скобари, переселенцы. Откуда пошли эти этнонимы, и что они значат? Иногда жители одной деревни дают прозвища жителям другой, желая подчеркнуть какую-то особенность. Например, в селе Чечуйск Киренского района Иркутской области, некоторых ребятишек называли «чечуйские зауголыши». Почему? Ответ на этот вопрос в новых выпусках проекта «Так жили…»
- Подробности
- Категория: Проект "Так жили"
В питании современных детей сегодня присутствуют различные сладости – от карамелек до шоколадок и от пирожных до тортов. А раньше ребятишки подслащали свою жизнь, например, клубнями саранок (лилии кудреватой) или «сосновым соком», который добывали интересным способом. А ещё к празднику хозяйки готовили мороженое или крем – это десерт из взбитой с черемуховой мукой сметаны, замороженной в формочках. О блюдах, которые мы сегодня не подаём к столу, очередной материал в рамках проекта «Так жили…»
- Подробности
- Категория: Проект "Так жили"
Когда охота была не ради трофеев и забавы, а способом выживания, к ней грамотно и тщательно готовились. Шили не только специальную тёплую одежду, но и выбирали охотничью собаку – верного, смелого друга, который и медведя не испугается, и лося учуять сможет. Чаще всего – это были лайки: длинногие, чтобы ходить в глубоком снегу, и выносливые. Настоящий охотник-промысловик в Иркутской области знал, как из целого помёта выбрать себе единственного отличного напарника. И с 8 месяцев испытывал его в суровых условиях на охоте. О секретах старожилов промысловиков, умной собаке Торбе и одежде охотника и рыбака – очередные материалы в рамках совместного проекта с радио «МАЯК» в Иркутске.
- Подробности
- Категория: Проект "Так жили"
В бурятской традиции есть обычай дарить младенцам носки. Их приносили бабушки, которые могли быть не только родственницами, но и соседками или жительницами деревни. А вот преподносить новорождённым детям в подарок шапочки было запрещено. «Шапка росту ребёнку не даёт», - говорили старожилы. А ещё рассказали этнографу Лидии Мельниковой, в чём смысл носков без пяток, как делали костяной крючок и зачем шерсть бросали в реку. Об уникальной технике вязания «по-бурятски» следующая программа проекта «Так жили…»
- Подробности
- Категория: Проект "Так жили"
Сегодня мы следим за модой и стараемся покупать качественные средства по уходу за телом. А почти век назад наши предки имели всего одну рубаху, которую назвали «перемываха», и мылись щёлоком, сделанным из берёзовой золы. Эти сведения положены в основу нового этнографического сборника, выпущенного Иркутским областным Домом народного творчества. Он называется «Традиционная культура русских старожилов Усть-илимского района». Автором сборника является ведущий специалист по фольклору ГБУК «ИОДНТ» Лидия Мельникова. Об интересных фактах, зафиксированных в сборнике, она рассказывает в новом выпуске «Так жили…»
- Подробности
- Категория: Проект "Так жили"