Гончарное дело в Сибири имеет давнюю историю. На начальных этапах освоения Сибири русские переселенцы нередко самостоятельно обеспечивали себя предметами первой необходимости, в том числе и простой, незатейливой керамикой. В XVIII веке с ростом населения и, следовательно, его потребностей, а главное – с разведыванием локальных месторождений глины, гончарное ремесло в Сибири начинает развиваться все более и более активно.

В Иркутской губернии лучшая глина была в Оекской и Бельской волостях, а бедная кирпичная глина – почти повсюду, в том числе и близ Иркутска, по берегам Ушаковки. В XIX – начале XX века здесь развивались все формы ремесленного гончарного производства: для домашних нужд, на заказ, для вывоза на продажу. Однако с середины XIX века мелкотоварное мануфактурное производство начинает замещаться фабричным. Фарфоровая и фаянсовая посуда получает массовое распространение среди всех слоев населения. Частное гончарное ремесло перестает активно развиваться и к началу XX века остается больше по обычаю, чем по реальной потребности. Тем не менее, современные мастера-керамисты стараются сохранять и поддерживать традиции сибирского гончарства. В связи с тем, что русское население Сибири – переселенческое, в формах и декоре сибирской керамики просматриваются мотивы Русского Севера, центральной и южной России. Все это разнообразие нашло отражение в выставке.

Среди представленных на выставке экспонатов следует отметить работы М.А. и А.А. Федоровых. Они оба опытные керамисты, Народные мастера Иркутской области, работают в Центре ремесел села Гуран Тулунского района. Среди их работ особо выделяется квасник – сосуд для подачи на стол квасных напитков. Традиционная форма, известная с XVIII века, предполагает круглую полость в центре сосуда, в которую помещался лед, охлаждавший содержимое. Из-за их сложной формы умение создавать квасники всегда считалось признаком высокого мастерства. Также Федоровы активно экспериментируют с братинами – традиционными сосудами для подачи на стол и питья алкогольных напитков, бытовавшими на Руси в XVI-XIX веках. Создают они и кувшины, многие из которых дополняются декором в виде керамических медальонов на джутовых нитях, имитирующих старинные подвесные печати. Роспись по красной глине включает стилизованные растительные мотивы, а темный рельеф поверхности горшков и кувшинов достигается за счет особой обработки при обжиге. Фигурные композиции Федоровых представляют сценки из народной жизни.

Колоритные многофигурные композиции присутствуют в творческом арсенале и другой пары мастеров. Иркутянки О.Г. Штейникова и Народный мастер Иркутской области Е.Г. Майновская много лет создают совместные работы, тесно сотрудничая с ГБУК «ИОДНТ». Их подход более авторский, они часто отступают от традиционных форм, привносят новые идеи. Тем не менее, в их веселых фигурках узнаются образы старинных народных игрушек, например, матрешек, птичек-свистулек. Часто их коллекции посвящены фольклорным праздникам: Сорокам, Масленице и другим. Особая тема в работах Е.Г. Майновской – «Шишкинские писаницы», расположенный в Ирктской области археологический памятник древнего наскального искусства, первые изображения в составе которого датируются поздним неолитом. Изображения писаниц созданы охрой на поверхности скалы, и Е.Г. Майновская оригинально интерпретирует этот мотив в росписи подсвечников. Не менее необычна и коллекция круглых рельефных панно О.Г. Штейниковой, имитирующих солнечные диски, дополненные изображениями птиц. Во многом это подражание стилистике отдельных сюжетов древнерусской книжной миниатюры.

В выставке также приняли участие мастерицы из Куйтунского района И.В. Федорова и И.В. Артемьева. Игрушки-свистульки И.В. Федоровой – традиционный предмет, однако она подходит к нему по-своему, добавляя в декор причудливые формы, которые гармонично сочетают в себе анималистические, флористические и геометрические элементы, а оформление некоторых ее глазрурованных работ напоминает хохломские мотивы, исторически применявшиеся в росписи по дереву и новаторски привнесенные автором в керамику. Ассортимент изделий И.В. Артемьевой, как и гуранских мастеров Федоровых, состоит из традиционной посуды: ковшей, братин, кувшинов, елейников (старинной древнерусской разновидности сосудов для хранения масла). Однако облик ее совсем иной: рельеф поверхности напоминает дерево, а декор кажется резным. Конские головы, украшающие края братин, одновременно напоминают охлупни (коньки крыш) русских изб и поморские игрушки в виде нерасписанных деревянных коней.

Завершают выставку работы Е.В. Шаевой из Усть-Илимска, экспериментирующей с современными формами и образами. Но и в современном искусстве есть место традиции. Технология обжига-раку возникла в черепичных мастерских Японии XVI века, а впоследствии стала применяться для изготовления сосудов. Она включает несколько стадий обжига при разных температурах и остывания, в процессе которых в эмали происходят окислительно-восстановительные процессы, она меняет цвет и фактуру. Это придает каждому изделию, в которое еще на этапе формовки закладывается некоторая ассиметрия, абсолютную художественную уникальность.

Таким образом, выставка отражает не только разнообразие традиционных приемов, но и богатство инновационного опыта, а также индивидуальность талантливых керамистов, работающих в Иркутской области и сохраняющих ее культурное наследие.

Над выставкой работали:

Ращенко О.А., заведующая отделом «Ремесленное подворье»

Кожухарь А.И., к.и.н., ведущий специалист по фольклору отдела «Ремесленное подворье»

Недосек А.А., звукооператор

Пашкова К.В.

 

План работы
 
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика