Гончарное дело в Сибири имеет давнюю историю. На начальных этапах освоения Сибири русские переселенцы нередко самостоятельно обеспечивали себя предметами первой необходимости, в том числе и простой, незатейливой керамикой. В XVIII веке с ростом населения и, следовательно, его потребностей, а главное – с разведыванием локальных месторождений глины, гончарное ремесло в Сибири начинает развиваться все более и более активно.
В Иркутской губернии лучшая глина была в Оекской и Бельской волостях, а бедная кирпичная глина – почти повсюду, в том числе и близ Иркутска, по берегам Ушаковки. В XIX – начале XX века здесь развивались все формы ремесленного гончарного производства: для домашних нужд, на заказ, для вывоза на продажу. Однако с середины XIX века мелкотоварное мануфактурное производство начинает замещаться фабричным. Фарфоровая и фаянсовая посуда получает массовое распространение среди всех слоев населения. Частное гончарное ремесло перестает активно развиваться и к началу XX века остается больше по обычаю, чем по реальной потребности. Тем не менее, современные мастера-керамисты стараются сохранять и поддерживать традиции сибирского гончарства. В связи с тем, что русское население Сибири – переселенческое, в формах и декоре сибирской керамики просматриваются мотивы Русского Севера, центральной и южной России. Все это разнообразие нашло отражение в выставке.
Среди представленных на выставке экспонатов следует отметить работы М.А. и А.А. Федоровых. Они оба опытные керамисты, Народные мастера Иркутской области, работают в Центре ремесел села Гуран Тулунского района. Среди их работ особо выделяется квасник – сосуд для подачи на стол квасных напитков. Традиционная форма, известная с XVIII века, предполагает круглую полость в центре сосуда, в которую помещался лед, охлаждавший содержимое. Из-за их сложной формы умение создавать квасники всегда считалось признаком высокого мастерства. Также Федоровы активно экспериментируют с братинами – традиционными сосудами для подачи на стол и питья алкогольных напитков, бытовавшими на Руси в XVI-XIX веках. Создают они и кувшины, многие из которых дополняются декором в виде керамических медальонов на джутовых нитях, имитирующих старинные подвесные печати. Роспись по красной глине включает стилизованные растительные мотивы, а темный рельеф поверхности горшков и кувшинов достигается за счет особой обработки при обжиге. Фигурные композиции Федоровых представляют сценки из народной жизни.
http://iodnt.ru/virtualnye-vystavki/4539-virtualnaya-vystavka-zemlya-voda-ogon-simfoniya-stikhij-goncharnoe-delo-i-khudozhestvennaya-keramika-iz-tsikla-oblastnykh-tematicheskikh-vystavok-dekorativno-prikladnogo-iskusstva#sigProId00994c2300
Колоритные многофигурные композиции присутствуют в творческом арсенале и другой пары мастеров. Иркутянки О.Г. Штейникова и Народный мастер Иркутской области Е.Г. Майновская много лет создают совместные работы, тесно сотрудничая с ГБУК «ИОДНТ». Их подход более авторский, они часто отступают от традиционных форм, привносят новые идеи. Тем не менее, в их веселых фигурках узнаются образы старинных народных игрушек, например, матрешек, птичек-свистулек. Часто их коллекции посвящены фольклорным праздникам: Сорокам, Масленице и другим. Особая тема в работах Е.Г. Майновской – «Шишкинские писаницы», расположенный в Ирктской области археологический памятник древнего наскального искусства, первые изображения в составе которого датируются поздним неолитом. Изображения писаниц созданы охрой на поверхности скалы, и Е.Г. Майновская оригинально интерпретирует этот мотив в росписи подсвечников. Не менее необычна и коллекция круглых рельефных панно О.Г. Штейниковой, имитирующих солнечные диски, дополненные изображениями птиц. Во многом это подражание стилистике отдельных сюжетов древнерусской книжной миниатюры.
http://iodnt.ru/virtualnye-vystavki/4539-virtualnaya-vystavka-zemlya-voda-ogon-simfoniya-stikhij-goncharnoe-delo-i-khudozhestvennaya-keramika-iz-tsikla-oblastnykh-tematicheskikh-vystavok-dekorativno-prikladnogo-iskusstva#sigProIde637f791ae
В выставке также приняли участие мастерицы из Куйтунского района И.В. Федорова и И.В. Артемьева. Игрушки-свистульки И.В. Федоровой – традиционный предмет, однако она подходит к нему по-своему, добавляя в декор причудливые формы, которые гармонично сочетают в себе анималистические, флористические и геометрические элементы, а оформление некоторых ее глазрурованных работ напоминает хохломские мотивы, исторически применявшиеся в росписи по дереву и новаторски привнесенные автором в керамику. Ассортимент изделий И.В. Артемьевой, как и гуранских мастеров Федоровых, состоит из традиционной посуды: ковшей, братин, кувшинов, елейников (старинной древнерусской разновидности сосудов для хранения масла). Однако облик ее совсем иной: рельеф поверхности напоминает дерево, а декор кажется резным. Конские головы, украшающие края братин, одновременно напоминают охлупни (коньки крыш) русских изб и поморские игрушки в виде нерасписанных деревянных коней.
http://iodnt.ru/virtualnye-vystavki/4539-virtualnaya-vystavka-zemlya-voda-ogon-simfoniya-stikhij-goncharnoe-delo-i-khudozhestvennaya-keramika-iz-tsikla-oblastnykh-tematicheskikh-vystavok-dekorativno-prikladnogo-iskusstva#sigProIda19fafbc3a
Завершают выставку работы Е.В. Шаевой из Усть-Илимска, экспериментирующей с современными формами и образами. Но и в современном искусстве есть место традиции. Технология обжига-раку возникла в черепичных мастерских Японии XVI века, а впоследствии стала применяться для изготовления сосудов. Она включает несколько стадий обжига при разных температурах и остывания, в процессе которых в эмали происходят окислительно-восстановительные процессы, она меняет цвет и фактуру. Это придает каждому изделию, в которое еще на этапе формовки закладывается некоторая ассиметрия, абсолютную художественную уникальность.
http://iodnt.ru/virtualnye-vystavki/4539-virtualnaya-vystavka-zemlya-voda-ogon-simfoniya-stikhij-goncharnoe-delo-i-khudozhestvennaya-keramika-iz-tsikla-oblastnykh-tematicheskikh-vystavok-dekorativno-prikladnogo-iskusstva#sigProId7087985755
Таким образом, выставка отражает не только разнообразие традиционных приемов, но и богатство инновационного опыта, а также индивидуальность талантливых керамистов, работающих в Иркутской области и сохраняющих ее культурное наследие.
Над выставкой работали:
Ращенко О.А., заведующая отделом «Ремесленное подворье»
Кожухарь А.И., к.и.н., ведущий специалист по фольклору отдела «Ремесленное подворье»
Недосек А.А., звукооператор
Пашкова К.В.