Выставка Анны Родионовой «Музыкальные и керамические инструменты по мотивам славянского праздника ₺Зазывание весны₺»
В народных славянских традициях существует праздник зазывания весны на землю.В Иркутске древний белорусский праздник – Гуканьне Вясны – традиционно проводит Иркутское товарищество белорусской культуры им. Яна Черского. Человек участвует в празднике представляя свой костюм, соответствующую песню, пляску и, конечно, со своими музыкальными инструментами.Свистульки на этом празднике являются самым главным инструментом для зазывания долгожданной весны.
Для этой цели и были созданы Анной Родионовой керамические музыкальные инструменты – свистульки и окарины.
Всего в композиции 50 окарин разных размеров. Две птицы наибольшего размера, самая большая достигает 57 см в длину. При игре на них издается низкий и тихий звук. Представлено 10 подвесных птенцов-свистулек. Они способны издавать один звук, высокий и громкий. Остальные окарины средних размеров, имеют от одного до восьми игровых отверстий и способны воспроизводить хроматический звукоряд в пределах одной октавы. В них использованы два типа аппликатур: последовательная (чтобы сыграть гамму, нужно поочередно открывать каждое из отвечающих за свой тон отверстий) и перекрестная (когда ноты извлекаются различным сочетанием закрытых и открытых отверстий, количество которых меньше, чем диапазон флейты).
Тембр и высота звука свистульки напрямую зависят от внутреннего объёма камеры. Однокамерная окарина способна звучать в диапазоне чуть больше октавы, чтобы обойти это ограничение, имеется две окарины с двумя камерами разного объема. Несколько инструментов, имеют лишь одно, довольно большое, игровое отверстие. Управляя площадью отверстия с помощью ладони, на таком инструменте можно добиться плавного изменения тона. Любой инструмент можно подстроить под любую последовательность тонов и полутонов.
Предметы композиции (яйца и птицы) украшены орнаментом в белорусском стиле, в них преобладает тема плодородия земли. Основной орнамент красно-белый, а также тёплых, природных тонов.
Считается, что нанесённые на поверхность инструмента древние орнаменты и его звук способствуют оказанию благотворного, оздоравливающего, гармонизирующего воздействия как на самого исполнителя, так и на окружающую среду.