Год педагога и наставника сменил Год семьи. А мы продолжаем в новом году рассказывать о наших руководителях коллективов Дворца культуры «Дружба» г. Усть-Илимска. Здесь бок о бок работают талантливые хореографы, имеющие яркую индивидуальность и свой неповторимый почерк. Сегодня наш разговор с балетмейстером хореографических ансамблей «Детство» и «Отражение» Ольгой Валерьевной Перепелициной о наставничестве, семье, достижениях, традициях и мечтах.
- Почему вы выбрали танец?
- О танцах я и не помышляла. С пяти лет занималась художественной гимнастикой. Жили мы тогда в Грузии, в городе Рустави. Я ходила в профессиональную школу олимпийского резерва. У меня были хорошие данные, и свое будущее я связывала со спортом. К сожалению, тренер, у которого я занималась, уволился, а к новому привыкнуть не смогла, и я бросила гимнастику. Но долго отдыхать мне не пришлось. Моя старшая сестра Ирина занималась в полупрофессиональном хореографическом коллективе и быстро нашла мне применение. Вообще, ее влияние на мою жизнь было очень сильным (улыбается).
Я легко прошла отборочный тур, потому что у меня была отличная физическая форма. Мы танцевали современную хореографию, ездили на конкурсы в Москву и Санкт-Петербург, ставили красивые шоу. Это был очень крутой коллектив. Но в 1992 году в Грузии началась война, и нам пришлось уехать в Россию. Обосновались в Белгороде.
- Продолжили заниматься танцами?
- Не сразу. В течение года привыкала к городу, школе, одноклассникам. Тяжело было эмоционально. Но потом записалась в школьный ансамбль. Он был довольно сильный. Но посвятить свою жизнь искусству я все-таки не планировала. В школе была почти отличницей. Думала стать юристом или историком-археологом, очень мне нравились раскопки. Но тут опять вмешалась старшая сестра (улыбается). Она училась на режиссера массовых мероприятий и настояла, чтобы я поступила в Белгородский колледж культуры и искусств на хореографа. Мама, к моему удивлению, не возражала, хотя тогда бытовало мнение, что профессию хореографа выбирают троечники.
Поступила легко, учиться было интересно. С удовольствием изучала особенности народного танца Белгородской, Курской, Московской, Рязанской областей. Еще не окончив колледж, нашла работу ведущего специалиста во Дворце детского творчества.
- Как оказались в Усть-Илимске?
- О, тут помог старший брат (смеется). Он уже переехал в Усть-Илимск, открыл свою мастерскую и позвал нас, сказал, что работу мы найдем без проблем. Поскольку в Белгороде зарплаты были маленькие, а у меня только родился сын Сережа, мы решились на переезд. Чтобы ребенка устроить в ясли, я пошла хореографом в детский сад, а когда осмотрелась, через год пришла во Дворец культуры «Дружба». Директором тогда был Александр Семенович Редьков. Он предложил мне вакансию режиссера массовых мероприятий, но я отказалась. Хотела заниматься танцами и пошла репетитором в хореографический ансамбль «Фантазия», руководителем которого была Оксана Валерьевна Гимранова. Через какое-то время освободилась вакансия хореографа в ансамбле «Детство». Этот коллектив работал с самого открытия Дворца и был своего рода спутником ансамбля песни и танца «Сибирь», ребята вырастали из «Детства» и переходили в «Сибирь», где позже я стала готовить танцевальную группу.
- Вы руководите хореографическим ансамблем «Отражение», который в 2023 году отметил 10-летие. Благодаря кому или чему появился этот коллектив?
- Не все ребята из «Детства» становились народниками и переходили в «Сибирь». Кому-то нравилась эстрада, современная хореография. Когда ребятам исполнялось по 13–14 лет, им не хотелось танцевать в ансамбле с детским названием. Можно сказать, именно дети сподвигли меня создать новый коллектив для подростков и молодежи. Директором Дворца уже была Татьяна Геннадьевна Кандрова, и она поддержала эту идею. Так родился ансамбль «Отражение».
- Почему выбрали такое название?
- У нас были в репертуаре смысловые номера, поэтому пришла мысль, что на сцене мы словно отражаем ту действительность, что есть в жизни. Стараемся, по крайней мере, это делать. Так родилось название коллектива – «Отражение».
- А как Вы определяете, кто из детей в народники идет, а кто – в современную хореографию?
- В народной хореографии ребенок должен очень хорошо слышать, потому что мы много дробим. А дроби – это идеальный слух, ритмичность и музыкальность. Ногами надо выбивать звук. К сожалению, не все дети хорошо слышат, даже когда подрастают, поэтому далеко не каждый ребенок может танцевать народную хореографию.
- А на каких танцевальных стилях складывается репертуар ансамбля «Отражение»?
- В основном это эстрада и современная хореография. Уличное направление отсутствует, либо представлено единичными номерами. При этом мы всегда стараемся эти номера превратить во что-то смысловое. А давая смысл, получаем современную хореографию.
- Что значит «смысловая хореография»?
- Смысл – это идея номера. Например, военно-патриотический танец «Мы вернемся назад», поставленный на музыку из кинофильма «А зори здесь тихие». В танце используется пояс (ремень) как главный смыслообразующий элемент. Почему пояс? Если мы обратимся к народной культуре, то увидим, что в образе русской женщины пояс играл важное значение. Женщина всегда была подпоясана: голова убрана платком, тело - фартуком или поясом. Так было испокон веков в традиции русского женского костюма. И когда человек умирает, душа освобождается, но в руках у него по-прежнему пояс – символическое отображение связи между миром живых и мертвых.
Или вот другой танец - «Ёжики», который я поставила для «Детства». Этот номер интересен визуально: у ребят красивые костюмы в виде ежиков. Этот танец про первую любовь - яркое сильное чувство, с которым многие подростки не знают, что делать, как себя вести, а потому дергают за косички, толкают друг друга, стесняются нахлынувших эмоций. Номер очень яркий, забавный и непосредственный.
Я люблю ставить номера сама, потому что хорошо знаю своих детей. Знаю, что их волнует, что им интересно, ведь они ко мне ходят с малых лет.
- Какие отношения у вас в коллективе?
- Мой коллектив – это моя семья. Каждый из детей мне дорог. И когда приходят новенькие, то остаются те, кому дорога я как педагог, наставник и как человек. Дети ведь дорожат именно отношениями, а не тем, что они танцуют в данный момент. У нас очень дружные ребята. На дни рождения они приглашают чаще не одноклассников, а тех, с кем танцуют, потому что здесь их мир, их атмосфера, общие интересы. Здесь им роднее, если можно так выразиться. Ребята могут поделиться со мной какими-то проблемами, спросить совета. И если родители порой берут противоположную сторону в каких-то вопросах, то я всегда на стороне ребенка. У меня есть образование педагога-психолога, поэтому я стараюсь всегда понимать своих детей.
Мне радостно, что у нас все отвечают друг другу взаимностью, потому что любовь – это семейное! И мы действительно одна большая дружная семья. Родители всегда поддерживают мои инициативы, говорят, что готовы идти за мной в огонь и в воду. А это дорогого стоит!
- Наверняка есть и какие-то традиции в коллективе?
- Конечно! На 1 сентября мы с ребятами всегда выезжали на природу. Сейчас эта традиция немного отошла, поскольку у меня маленький ребенок. Но раньше мы дружной командой выезжали, варили уху, играли в различные игры. Вообще, где бы мы ни находились, мы всегда много играем: «Крокодил», «Имаджинариум», «Мафия» и другие. Порой всю ночь можем играть, потому что нам интересно вместе, это незабываемое время общения. На Новый год и Рождество ездим в лагерь «Лосенок» со старшей группой, начиная с 11 лет. Катаемся на санках, на лыжах, при этом нам неважно, какая температура воздуха. Как-то мы ездили на турбазу, когда на градуснике был – 48℃. Нас это не остановило. Родители тоже не препятствовали.
У нас есть замечательная традиция праздновать окончание учебного года. Едем либо на природу, либо в классе для занятий собираемся. Обсуждаем достижения, делимся впечатлениями и обязательно награждаем детей, которые ездили на конкурсы. Мы делаем именные дубликаты дипломов и кубков и вручаем ребятам, чтобы у каждого остались награды на память.
- Участие в конкурсах насколько нужны и важны?
- Выезжать на конкурсы нужно обязательно! В первую очередь, чтобы и людей посмотреть, и себя показать. Город у нас маленький, и мы тут варимся в своей каше, поэтому поездки нужны как глоток свежего воздуха. На конкурсе ты окунаешься совсем в другую атмосферу и переживаешь целую гамму эмоций: волнение, тревога, переживания, разочарование, радость. Конкурс – это испытание на прочность нервной системы и педагога, и детей. Конкурсы хорошо выявляют, насколько психика ребят готова к испытаниям, умеют ли они быстро собраться, или же рассыпаются, как горох. Если дома у нас есть возможность многократно репетировать перед выходом на сцену, то на конкурсах такого нет. Когда весной мы поехали в Новосибирск, нам дали 3 (!) минуты на 12 номеров. Что можно успеть за это время? Ничего. Мы просто вышли на сцену, чтобы определить, где середина, бока, куда надо смотреть. Трудно, да. Но это закаляет характер, снимает страх выступать перед любой аудиторией. И еще дает детям насмотренность, они получают бесценный опыт.
Кроме того, на конкурсах мы видим, что актуально, ведь в хореографии тоже есть модные направления. Сейчас, например, востребована современная хореография, наполненная глубокими смыслами. Мысль в танце должна быть заложена очень масштабная. Как хореограф я легко могу прочитать лексику любого номера, а дети и родители не всегда. Поэтому на конкурсах мы с ребятами всегда смотрим номера других коллективов, чтобы понимать, что хотел сказать хореограф посредством танца. Современная хореография очень сложная, но и очень интересная, возможно, поэтому она и преобладает. Сейчас наблюдается тенденция отхода от классического танца, много номеров делают в фольклорном стиле, мы возвращаемся к своим истокам. Хореографы углубляются в региональные особенности танца. Поскольку я из Белгородской области, хочу восстановить номера, которые были актуальны для этого региона и близлежащих областей.
- Как рождаются идеи для номеров, отчетных концертов?
- Я очень люблю читать. И темы, идеи для номеров часто рождаются после прочтения книг. Причем я читаю в основном фантастику. Люблю Кинга, прочла все его произведения (смеется). Летом, когда начинается отпуск, иду в книжный магазин, покупаю 5-6 книг, читаю их запоем в течение трех недель. Напитываюсь этим содержанием, и в голове начинают рождаться какие-то образы, мысли, идеи. После просмотра некоторых фильмов происходит то же самое. А однажды у меня родилась идея поставить номер на песню «Динь-динь-динь, колокольчик звенит» после прочтения стихотворения Дианы Мустафиной «Женам декабристов». Танец получился очень нежный и трогательный.
А темы для отчетных концертов появляются в зависимости от настроения. Сейчас мне интересна эстрада 70-х годов прошлого столетия. Есть номер в этой стилистике – «На катке». Очень яркий, задорный, атмосферный, праздничный благодаря костюмам. Есть задумка сделать танцевальное попурри на песни Эдуарда Хиля. Хочется легкости. Возможно, здесь прямая связь с тем, что происходит в стране, когда тяжело эмоционально, идет война. Поэтому хочется немного отвлечься, чтобы люди приходили на наш концерт и испытывали хорошие, добрые эмоции, чтобы им было легко, спокойно и радостно. Думаю, отчетный концерт «Детства» и «Отражения» будет именно в такой стилистике. Уверена, нам всем сейчас это очень необходимо.
- Чего удалось достичь ансамблю «Отражение» за 10 лет на сцене?
- У коллектива есть достижения и немалые. Когда мы только начали ездить на конкурсы, три года никаких мест не занимали. Я не понимала, почему так происходит, в чем проблема, ведь мы привозили очень качественные номера. Ситуация в корне изменилась, когда пришло понимание, осознание и опыт. Сейчас, глядя на выступления других коллективов на конкурсе, я могу с филигранной точностью определить, какое место займут мои дети. Секрет прост: я четко и правильно оцениваю себя, свою работу. Хорошо вижу свои ошибки, куда мне нужно двигаться дальше, над чем еще стоит поработать. И если мы занимаем второе или третье место, это совершенно заслуженно, это вполне объективная оценка жюри. И с детьми я всегда предельно откровенна, так им и говорю, что они честно получили второе место, потому что на первое пока не тянут. Где-то это их вина, потому что не сумели вовремя собраться, а где-то моя. По правде говоря, нас ни разу не засуживали. Если ты действительно «Вау!», то судьи это увидят и оценят.
За 10 лет работы с коллективом я поняла, что на конкурсах все-таки судят не детей, а руководителя, его постановки. Члены жюри отлично понимают, что ребенок может переволноваться, ошибиться, сделать что-то не так. Поэтому они смотрят на то, что поставил хореограф, как донес до детей и через детей смысловую нагрузку танца. Да, бывает, что на конкурс приезжают технически слабые дети. Но это опять же вина хореографа!
Как хореограф я ставила перед собой задачу, чтобы дети занимали на конкурсах призовые места. И с этой задачей я справилась. На конкурсах любого уровня мои дети стали занимать первые места. Потом появилась новая цель – получить гран-при. Цель была достигнута на конкурсе в Казани. Затем нас пригласили в Санкт-Петербург, где были 270 лучших из лучших хореографических коллективов, обладателей гран-при. И в столь жесткой борьбе мы вошли в пятерку лучших! После такой оглушительной победы что еще можно желать любительскому самодеятельному коллективу?! Особенно если учесть, что мы уже занимали первые места на международных конкурсах в Болгарии (2011 год) и Чехии (2018 год).
А затем наступила пустота. Ведь все цели достигнуты, куда идти дальше, к чему стремиться… К счастью, после паузы появилось второе дыхание. Конкурсы мне по-прежнему интересны, но уже стараюсь выбирать такие, где действительно есть, чему поучиться, где много участников, а значит и борьба за призовые места более интенсивная, азартная. Мне интересно смотреть выступления других коллективов, сравнивать своих и чужих, понимать, в какой точке я нахожусь в данный момент, иду в ногу со временем или отстаю.
Меня воспитывали по принципу «не сотвори себе кумира», и я также воспитываю своих детей. Мы не пытаемся кому-то подражать. У нас свой стиль, своя харизма. И мы танцуем только то, что ставлю я, интересно мне и моим детям. Каждый ребенок индивидуален, имеет свои таланты и особенности, и важно развиваться самим, а не заниматься подражанием.
- И в каком направлении намерены развиваться?
- Я люблю учиться. Постоянно занимаюсь самообразованием. На конкурсах проводят мастер-классы, я их с удовольствием посещаю. Всегда езжу на «Данс-лето» в Иркутск. Это танцевальный лагерь на Байкале, куда приезжают именитые хореографы, психологи. Мы много общаемся, учимся, берем для себя максимум полезной информации.
Сейчас я работаю над созданием качественной разноплановой школы, где дети смогут получать навыки по различным танцевальным направлениям. Например, в средней группе ансамбля «Детство», где занимаются ребята старше 10 лет, занятия выстроены по следующей схеме: урок народного танца, урок классики, урок гимнастики и силовых упражнений, урок современной хореографии и эстрады. С начала учебного года ввела уроки по джазу. Это получилось благодаря моему старшему сыну Сергею, который учится в педагогическом институте им. А. И. Герцена на отделении современной хореографии. Летом он провел для ребят мастер-класс по джазовой хореографии. Я рада, что мы развиваемся, и у меня есть последователи.
- Ваши ученики пошли по Вашим стопам?
- Да, есть такие, причем они сначала получили совсем не профильное образование, но судьба их вернула в хореографию. Ребята работают в крупных танцевальных школах в Новосибирске, Красноярске. Хореография им оказалась ближе. Мне как педагогу-наставнику это радостно.
- Спасибо за содержательную беседу, Ольга Валерьевна. Успехов Вам в развитии танцевальной школы!
- Спасибо!
Беседовала Татьяна Рычкова
зав. методическим отделом МАУК ГДК «Дружба»
г. Усть-Илимск