В ГДК «Дружба» г. Усть-Илимска продолжается работа по проекту школы фольклора «Истоки», направленного на формирование патриотизма, уважения к Родине, основанное на изучении традиционной культуры сибирского региона (Иркутская область, включая сельские поселения Кеуль и Невон) в игровой, непринуждённой форме.
Успешная реализация программы проекта первого года обучения подтвердила важность и дальнейшую необходимость распространения и освоения учащимися средних образовательных учреждений новых знаний и навыков о культуре родного края.
Реализация проекта в 2015-2016 годах предусматривает проведение 4 запланированных мероприятий в течение школьного учебного года, направленных на целевую аудиторию младшего и среднего школьного возраста. На данный момент уже состоялись 2 мероприятия: интерактивное театрализованное представление «Чудо-каша» и практические занятия по основным направлениям.
В декабре во Дворце культуры "Дружба" состоялись практические занятия для учащихся лицея и общеобразовательных школ города №№ 7, 8, 9, 13, 17 по основным направлениям: инструментальное творчество, народный танец, прикладное творчество, народный вокал, фольклорный театр. Занятия посетили более 800 детей нашего города.
Учащиеся были условно разделены на группы, каждая из которых побывала на занятиях профильных направлений. На занятиях по инструментальному творчеству дети познакомились с народными шумовыми инструментами: ложками, рубелем, различными трещотками, колотушками, треугольниками, музыкальной коробочкой, а также на практике проявили полученные знания и навыки игры на выбранном инструменте в составе детского шумового оркестра.
На занятиях по народному танцу от наставников-балетмейстеров дети узнали о хороводе как о древнем виде народного танцевального искусства, сочетающим хореографию с переплясом и песней. Учащиеся узнали, что хороводы различаются по построению: круговые, линейные, улиточные или завивательные. На практике познакомились с их отличиями:
- круговые хороводы - это когда пение и действие идёт по кругу, так как круг всегда имел у русских людей магическое значение, где круг - это солнце, движение времён годового цикла, круглыми пекли блины на масленицу. Когда люди вставали в круг, они старались задобрить солнце. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим;
- линейные хороводы – это когда играющие шли линиями навстречу друг другу, обычно пение велось в виде диалогов, в вопросно-ответной форме;
- улиточные или завивательные хороводы – это когда ведущий ведёт за собой всю единую линию зигзагом, или, завивая в «улитку, капустку».
На занятиях дети узнали о популярном танце наших сибирских предков «Улица на улицу» и разучили его характерные движения.
На занятиях по прикладному творчеству дети познакомились с историей возникновения тряпичной куклы, которая являлась с давних времён традиционной игрушкой русского народа, узнали, из какого материала делались куклы, в каком возрасте дети стремились их повторить самостоятельно, как относились к куклам, на какие виды можно разделить кукол по их предназначению: обрядовые куклы, обереговые и игровые куклы. На увлекательных занятиях дети получили представление о большом разнообразии видов тряпичных кукол, смогли близко рассмотреть, подержать их в руках, а также попробовать собственноручно смастерить приглянувшийся образ. Всем интересно было узнать, что по обыкновению, тряпичная кукла без лица - безлика. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил. Каждая безликая кукла, тем не менее, имела свой характер, но предназначение для всех оставалось одно: нести здоровье, радость, благополучие. Кукол не выбрасывали, передавали по наследству, поэтому техника их изготовления сохранилась до наших дней. Таким образом, на занятиях по прикладному творчеству состоялось приобщение усть-илимских ребятишек к народным традициям и культуре.
На занятиях по народному вокалу дети познакомились с жанрами народной песни: колыбельной хороводной, плясовой, игровой, научились их различать, выучили хороводную песню, которую исполняли в селе Кеуль на Масленицу: «Ты заря, заря, вечерняя моя».
Занятия по направлению фольклорный театр предполагают развитие интереса к традиционной культуре через игровую творческую деятельность или игровой фольклор, формирование навыков коллективного творчества, а также практическое освоение различных видов фольклорного театра и обрядовых форм. Для достижения поставленной цели наставником этого направления были избраны методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (наблюдение, демонстрация) и практический (упражнения воспроизводящие и творческие). На этом занятии дети на практике осваивали ролевые игры, создавали образы и учились перевоплощаться. Практические мероприятия по проекту в этом году завершены. Каждая из групп смогла посетить все профильные занятия. Специалистами МАУК ГДК "Дружба" проделана большая работа.
Ещё 2 мероприятия школы фольклора «Истоки» запланированы на второе полугодие.
Методист МАУК ГДК «Дружба»
Руслана Гордиенко