В Иркутске состоялся показ любительских фильмов
Александр Мелентьев: «Если 4—5 лет назад основной поток конкурсных лент представлял собой некие видеотчеты домов культуры, то сейчас появились герои, интересные истории, авторы фильмов находятся в постоянном поиске, и это не может не радовать».
В то время, когда страна до хрипоты спорила о фильме Алексея Учителя «Матильда», обросшем скандальной славой задолго до появления на экранах, в Иркутском областном Доме народного творчества говорили о другом кино — любительском по исполнению, но настоящем, жизненном по сути. Там прошел семинар в рамках VIII всероссийского фестиваля видеофильмов по народному творчеству, традиционной культуре и этнографии «От чистого истока».
- Кто главный герой вашего фильма?
— Дети.
— Почему тогда они все время молчат? Оживите их, возьмите кусочек «лайфа», он разобьет монотонный ритм. Откуда взялось это словечко на телевидении, знаете? Лайф — это жизнь. Так пусть будет больше жизни в вашей работе!
В Доме народного творчества идет бурное обсуждение любительских фильмов в рамках семинара-практикума. Среди высоких гостей — Александр Мелентьев, зав. кафедрой режиссуры телевидения Российского государственного института сценических искусств, заслуженный деятель искусств Дагестана; Анатолий Мельников — режиссер, оператор, победитель всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-регион»; Наталья Мельникова — телеведущая, режиссер, лауреат международных и всероссийских конкурсов.
На семинаре-практикуме мэтры, что называется, по косточкам разбирают просмотренные ленты: «Утро в деревне»; «Художественная роспись»(г. Иркутск); «Возрождающееся ремесло» (г. Иркутск); «Ой-Ёх» (Иркутский район, село Оек); «Судьба моя — сибирская глубинка» (Казачинско-Ленский район, д. Ключи); «Как приручить солнечный рогоз» (Усольский район, п. Мишелевка); «Таланты земли усть-кутской» (г. Усть-Кут).
Авторы этих и других работ, без исключения, получили порцию здоровой критики, сдобренной не меньшей порцией конструктивных советов по съемке, монтажу, озвучке и т. д. Собственно, за этим и приехали народные операторы, монтажеры, звукорежиссеры.
Во время короткого перерыва мы обратились к Александру Мелентьеву:
— Александр Валентинович, на ваш взгляд, можно ли сегодня говорить о любительском, народном кино как о некоем явлении?
— Пожалуй, да. Это происходит во многом потому, что стали доступнее технологии производства видео. Лет 15—20 назад кинолюбителей можно было приравнять к фанатам своего дела: слишком долгий и трудоемкий путь им приходилось проделать, чтобы получить конечный вариант. Сегодня ролик можно снять с помощью мобильного телефона. Многие снимают — и, знаете, у них неплохо получается.
— Я так понимаю, мастерство народных операторов растет?
— Безусловно. Если 4—5 лет назад основной поток конкурсных лент представлял собой некие видеоотчеты домов культуры, то теперь этот жанр практически ушел. Сейчас появились герои, интересные истории, авторы фильмов находятся в постоянном поиске, и это не может не радовать.
Одним разбором работ дело не обошлось. Изюминкой семинара, по единодушному мнению участников, стал мастер-класс «Снимаем видеоурок: «Техника «чичковское плетение» и «Основы монтажа», прошедший на площадке ремесленного подворья в 130-м квартале города.
Анатолий и Наталья Мельниковы помогли видеолюбителям усвоить основные правила — например, заранее продумывать, что снимать и как; ставить цель, брать в основу идею, писать сценарий, правильно выбирать площадку для интервью с героем фильма.
Главной героиней мастер-класса стала мастерица Лидия Мельникова, которая плела коврик в технике «чичковское плетение». Именно здесь, на площадке ремесленного подворья, наглядно раскрывались секреты совместной работы оператора и режиссера: как и куда правильно посадить мастера, как выбрать задний план, куда должен смотреть человек и как направить свет, с чего начать интервью, как правильно работать с микрофоном и качественно записывать интервью. После двухчасового общения, уверен, многие авторы уже по- другому оценивали свои работы.
Борис Слепнев
газета "Копейка" № 44 от 08.11.17