Талантливый хореограф, балетмейстер, этнохореограф, именно он в начале прошлого века записал «транскрипции» русского народного танца Иркутской области. Мы расскажем об Эрасте Константиновиче Филиппове. Результатом многочисленных экспедиций, в которых им были изучены и записаны народные танцы Укара, Падуна, Баргадая, Оёка, Орлинги, Тайтурки и других деревень Иркутской области (некоторых названий уже и нет на карте нашей области), стала книга под названием «Русские народные танцы Иркутской области». Она была издана только в 1965 году, после смерти автора.
Родился он 22 ноября 1903 года в Саратове в семье состоятельного промышленника. Увлечением на всю жизнь стал танец: он рано начал заниматься в одной из танцевальных школ классического танца, участвовал в городских концертах как солист эстрадного направления. Родители, не одобряя увлечения балетом, запретили использовать на афишах семейную фамилию и лишили его материальной поддержки. Он рано начал зарабатывать сам, успешно работая на сценах нескольких театров оперы и балета. Один из них был эвакуирован во время Великой Отечественной войны в Иркутск. Так будущий исследователь сибирской танцевальной культуры оказался в нашем городе, с которым на всю жизнь связал свою судьбу.
К изучению народного танца Эраст Филиппов пришел не сразу. О нем он знал только то, что показывали со сцены в театрах. Впервые познакомиться с народным танцем ему довелось в одной из деревень под Челябинском в 1925 году. Танец, исполненный жителями деревни, поразил его манерой исполнения, поворотами корпуса, положением рук, неожиданными переходами от фигуры к фигуре. Он горячо жалел, что не умел тогда записывать танцы и что тот удивительный танец остался лишь в его памяти. Будучи артистом балета, он в 1939 году увидел народные танцы в исполнении ансамбля под управлением Игоря Моисеева и был сильно впечатлен работой Татьяны Алексеевны Устиновой, балетмейстера хора имени Пятницкого. Только в 1947 году во время проведения Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности произошла вторая встреча Эраста Филиппова с фольклорным танцем. Он впервые увидел народный сибирский танец: коллективы художественной самодеятельности Укарского сельского клуба Нижнеудинского района и Оёкского сельского клуба Иркутско-сельского района показали «восьмерку» и «барыню с подныром». Эраст Константинович заметил, что укарские были чисто фольклорные, а оёкские уже в сценической обработке.
Переход в 1948 году на должность старшего методиста по хореографии Областного дома народного творчества дал возможность более тесно соприкоснуться с народным творчеством и народным танцем.
В стране, пережившей войну, где практически не было специалистов по жанрам в клубах, он продолжал заниматься обучению танцам: проводил методические и практические занятия по тренажу, учил записывать и читать танцы, проводил практические занятия по русской, сибирской, украинской, белорусской, молдавской пляскам для руководителей хореографических кружков, многие из которых были общественниками. На семинарах и танцевальных вечерах Эраст Константинович пропагандировал бальный и народный танец путем чтения лекций и бесед. Во то время популярными были танцы: русские массовые, сольные, Бульба, Лявониха, Кружачок, Мазурка, Шестерка-Уральская, Восьмерка-Сибирская, Сибирская кадриль, Чардаш, украинские, белорусские, эстонские, латышские, молдавские, татарские, грузинские, таджикские танцы.
В многочисленных командировках и экспедициях по деревням и сёлам, расположенным на берегах Ангары, он собирал и записывал уникальный материал. Он прекрасно понимал, что его призвание и цель – сохранить для будущего самобытность народного сибирского танца, а потому всегда обращался к местным жителям с просьбой помочь ему в этом важном деле. И молодежь охотно по его просьбе исполняла перед ним танец и иногда по нескольку раз, чтобы Эраст Константинович успел с точностью записать на бумаге их рисунок.
Первые записи танцев появились из экспедиций в села Верхнее Суворово и Падун. Танцы поражали самобытностью и оригинальностью, Эраст Константинович не переставал восхищаться и удивляться им. Он изучил всю литературу в научных библиотеках и заметил, что есть упоминания о танцах, и нет ни одного описания! Осознавая, что народный танец так же хрупок и подвержен времени, как и любой предмет настоящего искусства, он понял, что его профессиональная деятельность теперь неразрывно будет связана с изучением и записыванием танцевального фольклора сибирского края. В записывании танцев Эраст Константинович пользовался методом, разработанным в Доме народного творчества имени Н.К. Крупской.
В 1948 году в печать выходит первый сборник «Народные танцы Восточной Сибири» Эраста Константиновича Филиппова, в нем собраны танцы из экспедиций по Падун-Братскому, Укар-Нижнеудинскому, Заярскому, Зиминскому и Иркутскому районам. Ежегодно публикуются методические рекомендации, брошюрки с описанием танцев.
В декабре 1950 года был проведен 12-ти часовой семинар для руководителей танцевальной самодеятельности по сибирским танцам в Иркутске. В Москве на семинаре методистов-хореографов были показаны разработанные ОДНТ сибирские танцы «Шестерка» и «Подгорка», получившие хороший отзыв и принятые к изданию.
В 1959 году открылось отделение хореографии в Иркутском областном колледже культуры, её возглавил Эраст Константинович и Таисия Саввишна Гуринович. Они стали первыми преподавателями, которые профессионально давали хореографическое образование в Иркутской области и воспитали целую плеяду хореографов, развивающих танцевальную культуру в городе и деревне.
В 1961 году под руководством Эраста Константиновича Филиппова был создан хореографический коллектив, пропагандирующий сибирский народный танец. Так возрождались увиденные и записанные им в сибирской глубинке «Подгорка», «Восьмёрка», «Елань».
Как профессионала и исследователя, Эраста Константиновича всегда интересовала история сибирского танца, его характерные особенности.
Предлагаем вашему вниманию танцы, опубликованные в книге Эраста Константиновича Филиппова «Русские народные танцы Иркутской области».
Материал подготовила Наталья Останина
ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества»
Опубликовано в журнале "Народное творчество" № 4/2016 г.