«Пир вдохновения» – так называется ежедневная газета, выходившая всего десять дней и обречённая стать библиографической редкостью для будущих исследователей истории любительского театра. Заметьте: не «театра области» или даже «театра страны», – а театра вообще. Таково, на мой взгляд, значение фестиваля, прошедшего в июле на острове Ольхон.
Международный летний театральный центр «Ольхон» существует 16 лет, и в 16-й раз собирает Международный фестиваль любительских театров. Фестиваль называется «Сибирская рампа», и видел он на своих временных подмостках огромное количество спектаклей из разных стран. На «Рампе-2015» за 10 дней были показаны 25 спектаклей с больших дистанций – от Дальнего Востока до Урала; а педагоги, проводящие мастер-классы, – в основном авторитетные специалисты из Москвы, – так что вся театральная страна была у нас в июле. …Чудеса начинаются ещё до начала представлений. Тема нынешнего съезда театралов – «Пушкин – теоретик русского театра». Основная площадка для спектаклей – «пиров вдохновения» – оформлена большими фотокопиями страниц из черновиков Пушкина. И один из девизов фестивальной газеты – из игривой поэмы Пушкина:
«Когда тоска обманчивых желаний Объемлет нас и душу тяготит, И всюду нас преследует, томит Предмет один и думы, и страданий, – Не правда ли?»
– Правда! Правда в том, что удовольствие зрителя в театральном зале сравнимо с самыми жгучими удовольствиями в жизни вообще!
Чудо номер два: я снимаю одного из мастеров-педагогов – Валерия Кирюнина – «на фоне Пушкина»… – и оказывается… что Пушкин знаком с великим иркутянином – народным артистом Венгером – и думает о нём, его рисует! Сами посмотрите! Кто из них катается взад-вперёд на машине времени? Ответ прост: оба – и Пушкин, и Венгер! Потому что – театр. Ещё одно чудо: открывает фестиваль сам Юрий Норштейн, великий режиссёр-мультипликатор! Явно под обаянием Байкала он призывает собравшихся «не гнаться за скоростями XXI века, а жить по законам природы, они не подведут».
И впрямь – «природный» театр, раскинувшийся и под открытым небом в самом Хужире, и на лесных полянах вокруг, не подводит своих энтузиастов самого разного возраста: артистам фестиваля – 8+ (т.е. плюс сколько угодно!).
Теперь обзор самых заметных спектаклей. Мы говорим о них с Валерием Кирюниым, главным специалистом по любительскому театру в иркутском Доме народного творчества. Кирюнин – в группе руководителей мастер-классов, он всегда рядом с создателем фестиваля и театрального центра «Ольхон» режиссёром ангарского театра «Факел», лауреатом многих международных призов Александром Кононовым. Оба они – заслуженные работники культуры РФ. «Ханума» А. Цагарели из Мишелёвки поразила меня ещё весной на фестивале «Театральная деревня». Там этот музыкальный спектакль стал лауреатом главной премии. «Опасный» фон для мишелёвцев – знаменитый спектакль великого Товстоногова, время от времени появляющийся на ТВ «Культура» (другого канала для театралов нет)… Так вот, этот фон не «съедает» отважных любителей из усольского посёлка (вопреки мнению одного из членов ольхонского жюри). Столько свежести, столько настоящей любви к Грузии, столько радостной свободы в обращении с экзотическим материалом… И вечная тема «Ромео и Джульетты» (кстати, частая на этом фестивале): история влюблённых, которых разлучают люди и обстоятельства…но Ханума все преграды лихо сметает!
(Кирюнин: «Это спектакль-праздник в лучших народных традициях. Он звучит поистине «международно»: танец, музыка, переодевания, юмор. И поверх всего – тяга человека к счастью»).
Я смотрел «Хануму» с восторгом – и думал: если бы не политики – жить бы нам уже сегодня в подлинном дружестве со всем миром. – С украинцами (моя жена украинка), с американцами (моя сестра американка), с немцами (мои внучки – немки), с армянами (мой папа армянин), грузинами (мишелёвская Ханума – грузинка Анна Очигава), – с нашими братьями по культуре и вере, по истории, по душе. По маленькой планете, наконец!
«Лабиринт тайн» Л. Титова – спектакль театра «Весна» из Хабаровска.
Мои внуки уже не пристают ко мне с «Властелином колец»: знают, что дед – не любитель «кинофэнтези», где нет людей, а есть спецэффекты.
А здесь – случилось, считает Кирюнин: внешне – то самое кино, а на сцене, в объёме, – живые ребята; и история новых Ромео и Джульетты трогает.
«Брат доброго огня» – по мотивам сибирских сказок. Театр-лаборатория «Дети», Красноярск.
Кирюнин: «Маски и куклы, которыми занимаюсь всю жизнь, не перестают удивлять и радовать: ребята оживляют через маску наскальные рисунки, которые на их глазах гробит «цивилизация». Перед нами – живое лицо человека, глядящего на нас из глубины многих тысячелетий».
«Семь мисок, семь ложек» Н. Семёновой (п. Бургаз, Иркутский район). Эти миски и ложки – на столе у матери для семи сыновей. Все семеро не пришли с войны, и только белыми тенями, в исподнем, босые, проходят под сценой. Пронзительная история…семеро! Даже в сказке – сила непобедимая! Это что за генералы так щедро разбрасывались солдатами и становились маршалами Победы? Среди множества виденных в год очередного военного юбилея этот скромный спектакль запомнится особо. «Кетч со смертью». Э. Шмитт. Театр «Белый остров», Кемерово. Лучший спектакль фестиваля. Кирюнин: «Тонкая, далёкая от сентиментальности работа. Клоун, жонглёр – умирающий мальчик: в последний час жизни (спектакля) он проживает длинный ряд наполненных лет. Прекрасный моноспектакль актрисы Кати Пурчиной».
«Пеппи!» Ю. Ким (мюзикл по А. Линдгрен). Молодёжный театр «Третий круг», Омск.
Кирюнин: «Режиссёр Флора Бабаджанян привезла огромную труппу (35 человек: правда, и разместились они по-походному, в палатках). Мы с тобой её знаем издавна, и на сей раз её «Пеппи» – спектакль темповой, звонкий, заразительный, лихо станцованный. Может быть, чуть мешает «плюсовая» фонограмма; и, может быть, этот спектакль чуть больше, чем нужно, помнит о музыкальном фильме по тому же Ю. Киму».
Если спектакль, как говорит мой друг Кирюнин, «случился», – то благодарное впечатление остаётся очень надолго. Флорины «Двое в темноте» (по М. Бартеневу и А. Слаповскому) на фестивале в Ангарске несколько лет назад – запомнились! Там чеченский мальчик и русская девочка замурованы войной в подвале – и до их скорой гибели они, говорящие на неизвестных друг другу языках, проходят грандиозный путь к пониманию и любви. Пусть рухнет гнусный мир, но войну эти два сердца одолели. На том фестивале это был Гран-при. О своём театре, который она создала в 1999-м, режиссёр говорит: «Нельзя ничего поменять, не меняя себя. Я не просто хотела театр, я хотела ДОМ, команду, в которой все понимают друг друга. И мы вместе сможем сделать добрее и мудрее свои сердца, и только тогда будем иметь право говорить со сцены о самом главном…» «Про Иванушку-дурачка».
М. Бартенев. Театр «Родничок», Ангарск, режиссёр Т. Хамитов. Кирюнин: «Замечательный спектакль в лесу. Иванушка и Медведица – актёрские дипломы фестиваля. И ещё удивительный персонаж – Дверь, с которой Медведица неразлучна и у которой очень самостоятельный характер!»
Тагир Романович Хамитов – создатель и режиссёр ангарского театра «Родничок» – в 16-й раз привозит свои спектакли на «Сибирскую рампу». На этот раз их три: кроме «Иванушки» ещё «Чудо-дерево» по К. Чуковскому и – неожиданное обращение к полузабытой, кажется, пьесе А. Арбузова «Жестокие игры». Цитирую «Пир вдохновения» № 5 (от 25 июля): Трёх друзей «объединяет ненависть к своим родителям. И именно она мешает им жить». Режиссёр о своём спектакле; «В мире скопилось очень много зла, мы никому не верим и никого не прощаем, только делаем вид, зло продолжает жить в нас». Здесь, возможно, новое открытие драматурга А. Арбузова – может быть, более конфликтного, жёсткого, чем мне казалось прежде.
«Нервные люди» по М. Зощенко и «Маленькие трагедии» по Пушкину – спектакли ангарского театра «Факел», режиссёр – Александр Кононов. Он же, что крайне любопытно, – актёр в роли пушкинского Скупого рыцаря. Театр «Факел» существует в Ангарске 55 лет, и уже несколько десятилетий его возглавляет Александр Иванович – напомню, создатель центра «Ольхон» и основатель фестиваля «Сибирская рампа». «Факел» – участник и лауреат фестивалей в Монако, Бремене, Лондоне, финском Турку. Уникальный театр, заслуженный коллектив народного творчества России, у которого сейчас в Ангарске, увы, отобрали дом!
«Нервные люди» – лауреат фес¬тиваля; здесь Кононов устраивает для своих артистов настоящий парад сольных бенефисов, заставляя вспомнить о том, что многие его воспитанники в разные годы окончили престижные столичные театральные институты, стали профессиональными актёрами. Я, грешным делом, увидел в этом спектакле – прекрасно подготовленный и внутренне, и по пластическому рисунку – курс театрального института. Галерея узнаваемых зощенковских гротескных чудиков – и в них Кирюнин видит «вечные портреты»: согласитесь, новый объём для персонажей, которых мы более или менее привыкли высмеивать «по-гайдаевски».
«В тумане» по В. Быкову – один из лучших виденных мною в нынешнем юбилейном году «военных» спектаклей. Театр «Зеркало», Иркутск, режиссёр Каролина Полесье.
Кирюнин: «Здесь отлично работает метафорическое пространство (движущиеся полотна – вот и весь гиблый лес); и мальчишки-герои держат трагедию)».
«В тумане» – одну из самых пронзительных повестей Василя Быкова, когда-то взорвавших фальшивую советскую традицию (про войну – значит «кто не с нами, тот против нас» и «За Сталина любой ценой»). У Быкова парнишка-партизан должен казнить крестьянина – по одному тому «предателя», что продолжает жить с семьёй и работать в оккупированной деревне. И в томительно-долгом лесном круженье – хоть они и гибнут оба! – но открывается какая-то новая правда про обоих и для обоих; правда гораздо более сложная и по-настоящему, по-театральному трагически безвыходная… …Это были не зря прожитые десять дней. Мы видели театры из Челябинска и Боготола, из Томска и Красноярска, из Комсомольска-на-Амуре и Алдана, из Новосибирска и снова из Иркутска. Впервые на фестивале с фольклорным спектаклем «Ангарские бусы» – «коренные» ольхонцы: театр «Ветер перемен» из посёлка Еланцы.
Актёры всё утро и день до спектаклей занимались в мастер-классах педагогов из Москвы и Иркутска (профессор М. Чумаченко, доцент Ю. Авшарова, актёр театра и кино Р. Калькаев, В. Кирюнин). А обсуждения спектаклей затягивались до глубокой ночи. Особым уроком от Юлии Юрьевны Авшаровой был показ видеозаписи потрясающего дипломного спектакля «Прошлым летом в Чулимске», поставленного ею с курсом глухонемых студентов.
Заключительным был спектакль молодёжного театра «Эксперимент» (Иркутск) – «Дом окнами в поле» А.Вампилова. Тут вот что интересно: Ольга Шмидгаль (актриса иркутского драмтеатра) уже ставила эту вампиловскую одноактовку – не столько как встречу двух молодых людей перед расставанием, сколько как то, что во время этого свидания происходит снаружи, за окном, в пространстве между домом героини и автобусом, который должен за героем придти. В первом варианте успевали неожиданно раскрыться «внетекстовые» персонажи – те, кто там говорит о себе и поёт «у околицы». Теперь театр возвращается к отношениям двоих, в интерьер, – но пространство спектакля снова расширяется – теперь за счёт поэтической композиции, звучащей от новых, молодых, условных, тоже внетекстовых персонажей. Я думаю, если когда-то соединятся эти две версии театра в один большой двухактный спектакль, – может случиться принципиально новое открытие скромной пьесы нашего классика.
Заканчиваю свой обзор, пусть неполный: всё равно всего в газете не скажешь; вообще не скажешь всего до конца о театре: каждый такой ольхонский «пир вдохновения» – продолжение игры и пролог к фестивалям будущим.
Автор: Сергей ЗАХАРЯН
http://http://www.vsp.ru/culture/2015/09/01/557071#sthash.rKRb37Yq.dpuf