Народная певческая культура села Батама Зиминского района Иркутской области
Манера исполнения песен украинских переселенцев, проживающих в с. Батама, отличается богатым использованием низкого регистра, она насыщенная, сочная, для неё характерна низкая тесситура, четкое дробление на музыкальные фразы, полуфразы, мотивы, метро-ритмическая переменность, консонантная гармоническая вертикаль в лирических песнях, диссонирующее звучание в календарном жанре. В построении подголосков лирических песен ощущается влияние гомофонно-гармонического стиля, свидетельствующего о влияниях на народные песни поздней городской культуры. Особую ценность представляют старинные протяжные, а также календарные песни, отличающиеся самостоятельностью звучания верхних и нижних голосов, яркой образностью, особыми стилистическими чертами.
В результате проведения фольклорной экспедиции в 2008 году, были обнаружены редкие образцы календарного песенного фольклора украинских переселенцев в Иркутской области – песни, поющиеся на «жниварки», «петривки», весенние, рождественские, купальские; большое количество свадебных песен и элементов обрядов – песни «на пинание» - повязывание головы замужним платком, на приезд сватов; шуточные «вытребеньки». Большой пласт составляет протяжные лирические песни. Отдалённость переселенцев от родных мест (села Крапивня Житомирского района), тоска по Родине, возможно, явилась одной из составляющих, сохранивших данную традицию. Украинские переселенцы с большой бережностью относятся к своим корням, сохранив жанры, редко встречающиеся на территории Иркутской области.
Сохранение наследия в живом бытовании для традиционной культуры – явление особой значимости. Исполнители из села Батама имеют аутентичное звучание, музыкальная традиция представлена различными жанрами, в том числе архаичными. Фольклорный ансамбль села Батама является очагом традиционной культуры, который создаёт вокруг себя уникальную культурную среду. Песенная культура украинских переселенцев самобытна – за счёт языка (синтезирующего украинские и русские корни); манеры исполнения – певучей, мощной и распевной; жанровой составляющей. Стилистические черты специфичны – в особенности резкая диссонирующая вертикаль в календарных песнях, гетерофония как принцип развития многоголосия, ритмическая переменность, вариативность мелодической линии, характерность обрыва песенной строки в конце строфы.
В настоящий момент в селе существует народный фольклорный ансамбль «Берегиня», исполняющий песни украинских переселенцев. Возраст участниц преимущественно преклонный.. Народные исполнительницы имеют личностное отношение к народной песне. В случае отсутствия запевалы, либо верхнего подголоска ансамбль песню не поёт, ссылаясь на её «неполноценное» звучание. Не все участницы коллектива (из-за преклонного возраста) в состоянии стабильно встречаться. За счёт выпадения некоторых подголосков исчезают вариативность напевов, полнота стихотворных текстов, многоголосная природа народной песни. В певческой традиции используется ансамблевое пение из 7–8 человек. Центральная фигура: запевала народной песни, хорошо знающая её текст, мелодический и ритмический рисунок. Как правило, в её исполнении ощущается музыкальная свобода и мастерство. Верхний подголосок «накрывает» песню, слегка оттягивая её метрическое постоянство. Нижние голоса, наоборот, «поддают», продвигая напев вперёд, создавая текучесть материала. Остальные участницы заполняют фактуру – за счёт разности тембрального звучания голосов, вариативности развития.