Бурятский спортивный народный праздник Сурхарбан
«Сурхарбан» в переводе с бурятского на русский язык — «стрельба в сур». «Сур» — мишень для стрельбы из лука из кожаного ремня. «Эрын гурбан наадан» - это древнее (первоначальное) название, в переводе с бурятского - «Три игры мужей». В Монголии его называют «Наадан», что в переводе с монгольского означает «три игры мужей». Значений слова «Сурхарбаан» несколько: в переводе с древнеиндийского на русский язык «сурhя» — солнце- «стрельба из лука в мишень-солнце». Эта версия перевода основывается на известной легенде о тарбагане (сурке). «Сюр» в переводе с тюркоязычных языков на русский означает «рога оленя». «Стрельба из лука в мишень – олень».
Бурятский спортивный народный праздник Сурхарбан имеет древнюю историю и связан с обрядовой традицией. Обряд почитания Земли проходил летом и считался вторым по значению праздником у бурят. В его основе — доламаистский культ Большой Тайлаган. Ритуальная часть праздника обычно проходила на горе, возле обо, где делались жертвоприношения хозяевам — духам местности. (Обо — культовое место в культуре бурят, в традиционной форме представляет собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками).
Три этапа развития праздника: чествование духов хозяев священных местностей — дополнительная функция военного смотра — бурятский культурно-спортивный народный праздник. Сурхарбан включает в себя стрельбу из национального лука, бурятскую борьбу и скачки. Участие в Сурхарбане считалось очень почётным, со всех улусов съезжались богатыри.
Ежегодно после посева зерновых культур и перед сенокосом в селах и поселках проходит традиционный праздник. Он бывает поселенческим, районным, окружным, областным. Окружной культурно-спортивный праздник «Сур-Харбан» проводится поочередно в одном из районов Усть-Ордынского Бурятского округа, сопровождаясь культурной программой.
Сурхарбан праздновали издревле. Вот упоминание о нём из легенды: «Пришло время, и решил великан выдать дочь замуж, бросил клич богатырям. Желающих породниться с Байкалом оказалось много, но Ангара всем отказала. А великану очень понравился молодой витязь Иркут, пожелал он увидеть его своим зятем и решил сам переговорить с Ангарой. Стал расхваливать богатыря дочери, но она ничего не захотела о нем слушать. Вот подошел большой летний праздник – сурхарбан, на который приехали к Байкалу богатыри показать свою удаль в состязаниях. Прибыл на праздник потомок гордого богатыря Саяна славный витязь Енисей. В стрельбе из лука, в борьбе и скачках он далеко превзошел всех званных богатырей. Ловкость и красота Енисея очаровали Ангару, да и витязю приглянулась дочь Байкала. Все свои победы он посвятил ей».
Изначально Сурхарбан включал три направления: стрельбу из национального лука, бурятскую борьбу и скачки. Для стрельбища выбирали ровное место и рыли канавки, расстояние между ними было в три лука. В канавках расставляют вплотную друг к другу "суры" — комочки шерсти, обшитые кожей. Победителем считался тот, кто выбивал больше мишеней. Скачки проводились на дистанции 3-4 километра. Занимались этим опытные ладильщики. Наездниками (хулэк) были подростки, которые находились при них. Хороший наездник погонял коня двумя плетьми, опустив уздечку. Кони-победители совершали круг почёта, на их головы и крестцы брызгали молоком и исполняли стихотворное восхваление yреэл-соло. Борьба (бухэ барилдаан): весовых категорий не существовало, ценилась сила, ловкость, хитрость. В борьбе проигрывал тот, кто хоть коленом или пальцем касался земли. Победитель воспарял к Небу. На празднике не только соревновались, но и играли, пели обрядовые песни, танцевали, угощали друг друга. Обязательно исполнялся темпераментный и ритмичный круговой танец «Ёхор», символизирующий единение народа племени и охраняющими родовую территорию духами предков и хозяев.
Сурхарбан, подготовка к скачкам, 1959 г.