В Ремесленном подворье Иркутского областного Дома народного творчества работает третья выставка из цикла «Ремесленный солнцеворот»
Осенняя выставка «Золотые закрома» посвящена ремёслам, связанным с изготовлением домашней утвари и заготовкой запасов в этом сезоне. Традиционно это были изделия из дерева и бересты. Цветовая гамма, представленная в зале: вариации от ярко-желтого до нежно-бежевого. Закромами в деревнях называли отгороженное место в амбаре, куда ссыпали зерно, муку и прочие сыпучие продукты. Также там стояли всевозможные ступки, туеса, корзины — всё для хранения продуктов. Ассоциации и традиции хранения дали организаторам игру слов и название для экспозиции «Золотые закрома».
На выставке представлены изделия из сосны, кедра, лиственницы, таких производных как кап, сувель и береста в различной обработке: резьба, точение, мозаика, роспись, плетение. Разделочные доски, туеса и деревянные резные самовары, миски и чашечки, плетеные сумочки и короба из берестяной ленты. Рядом – традиционные деревянные игрушки. А запах! Вы когда-нибудь слышали, как пахнет кедр? А если изделие из кедра или сосны пропитать горячим растительным маслом для возможности использовать в быту и надёжности.
До 19 ноября в Ремесленном подворье можно будет подышать ароматами природных материалов и познакомиться с творчеством лучших резчиков по дереву Иркутской области. Экспонаты на выставку предоставили 32 мастера из Иркутска, Черемхово, Саянска, Свирска, Усть-Илимска, Тулуна и Усолья-Сибирского, привезли из населённых пунктов Ольхонского, Боханского, Черемховского, Иркутского, Киренского, Тулунского, Казачинско-Ленского, Усть-Илимского и Чунского районов. Всего свыше шестидесяти работ. Традиционно осенний блок проекта «Ремесленный солнцеворот» дополнит этноурок. Программа «От Осенин до Кузьминок» познакомит с празднично-обрядовым фольклором.
Вход на выставку - 100 руб.
Адрес: Иркутск, 130 квартал, ул. 3 Июля, 17 а. Тел.: 8 (3952) 487-130
https://iodnt.ru/6666-zolotoj-osenyu-zolotye-zakroma#sigProIda39a314d6b
*** Справка
Художественная резьба и роспись по дереву
Художественная резьба по дереву, один из древнейших и наиболее распространенных видов ремесла, поскольку этот материал всегда широко использовался в быту. Резьба исторически применялась в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики, в особенности – игрушек. На основе художественной резьбы по дереву развился ряд промыслов на территории России: с XV-XVI веков – богородская резьба (деревянная игрушка), с конца XIX века – абрамцево-кудринская резьба (бытовые предметы) и другие. На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири остались деревянные дома XVIII-XIX веков – наиболее яркие памятники архитектурной резьбы. Многие из этих традиций, как и само ремесло резьбы в целом, сохранились до наших дней.
В Иркутской области наиболее яркие самобытные мастера художественной резьбы работают в городах Иркутск, Братск и Усть-Илимск. Некоторые из этих мастеров подражают древнерусским традиционным формам и орнаментальным мотивам, другие сочетают авторское видение с легендами и верованиями бурят, эвенков и иных коренных народов Сибири, третьи увлекаются анималистикой – в целом очень благодарной темой в художественной резьбе: ей вдохновляются опытные мастера, в ней охотно пробуют силы подмастерья. А тема сибирской тайги по своей природной сути не может остаться без внимания резчиков. Мастера Иркутской области создают деревянные скульптуры и панно, изображающие реальных животных и мифических существ. Продолжая исторически сложившуюся практику, резьба до сих пор используется в создании утилитарной и декоративной утвари: шкатулок, блюд, подсвечников, показывая, насколько многообразной она может быть в умелых руках. Традиционно многие виды деревянных изделий дополнительно оформлялись росписью, и роспись по дереву также стала самостоятельным ремеслом со своими локальными особенностями. Сильная школа росписи сложилась в городе Усть-Илимске, где мастера не только глубоко и вдумчиво изучают различные исторически известные виды росписи (жостовскую, хохломскую, мезенскую и другие), но и активно экспериментируют, адаптируют их к сибирской тематике и колориту, создают собственные авторские вариации.
Художественная обработка бересты
Создание утилитарных и декоративных предметов из бересты – одно из древнейших ремесел, которым занимались разные народы, проживающие на территории России. Мастера Иркутской области сохраняют одну из наиболее сложных традиционных технологий работы с берестой, отличающаяся от массово распространенных сувенирных поделок, выполняемых из одного слоя бересты встык, а именно изготовление емкостей из так называемого «сколота» или «сколотня». Для снятия сколота выбирается гладкий березовый ствол с минимальным количеством трещин, сучков и неровностей. Кора аккуратно отделяется от спила такого ствола и бережно снимается единым цельным полым цилиндром. В результате на стенках сосуда – туеса или кружки – не будет стыков, и его можно будет использовать в быту, в том числе и для хранения или сервировки жидкостей. Это очень кропотливая работа, так как из-за любого неосторожного движения сколот может повредиться в процессе снятия и все старания пойдут насмарку. Однако сколот становится только основой сосуда, первым слоем. Талантливые мастера, стремящиеся придать своему изделию неповторимую индивидуальность, нередко дополнительно декорируют сосуды многослойными берестяными прорезными орнаментами. Эта технология возникла еще в XVII – начале XVIII века. Гармоничное колористическое решение создается за счет тонкой работы с тщательно подобранными оттенками бересты. Причем береста не окрашивается, а используются именно естественные цвета, палитра которых на удивление богата: от темно-серых, почти черных, через коричневые, золотистые, нежно-розовые тона приближаясь к совсем светлым. Отобранные пласты бересты накладываются на сосуд в несколько слоев, причем верхние слои прорезаются, чем создается сложный рельеф, дополнительно орнаментируемый стилизованным растительным узором, также выполненным вручную – в этом еще одно ключевое отличие подлинно традиционных изделий от сувенирных поделок, как правило, декорируемых с помощью механической штамповки. Иногда края сосудов «прошиваются» тонкими берестяным полосками – это и дополнительный декоративный элемент, и защита края изделия от расслаивания в процессе использования.
Наиболее развита художественная обработка бересты в Иркутске, Усть-Илимске, Братске, Саянске и Нижнеудинском районе Иркутской области.