О том, как шла подготовка к мероприятию, какие регионы представили на суд жюри свои постановки, и чем живут сегодня театралы-любители в регионах, беседуем с театроведом, заведующей отделом театрального искусства Государственного Российского Дома народного творчества имени В. Д. Поленова, членом Совета по массовым формам театрального искусства Союза театральных деятелей РФ Мариной Куц.

 - Марина Ивановна, фестиваль уже состоялся. Приобрело ли в связи с пандемией это мероприятие какие - то другие формы?

 - Во-первых, не было даже тени сомнения ни у Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова, ни у Иркутского областного Дома народного творчества в том, что мы будем переносить или отменять фестиваль, и проводить на следующий год. У всех было понимание: надо делать его в любых условиях. Поэтому, исходили из того, что предлагает нам действительность. Старались по максимуму придумать такую форму проведения фестиваля, чтобы у нас были и очные просмотры, и заочные. В связи с тем, что это фестиваль детских и юношеских театров, детские группы смешивать нельзя по требованиям Роспотребнадзора, поэтому постарались отсмотреть коллективы Иркутской области на их сценах. Те коллективы, которые были отобраны, очень хотели приехать в Иркутскую область, но, по объективным причинам не приехали; мы отсмотрели их спектакли в видео-формате в Байкальске. Спасибо специалистам и руководству Иркутского областного Дома народного творчества, потому что на них легла двойная нагрузка; работа проведена большая. Когда коллективы начали отказываться от участия, поскольку их регионы были закрыты, нужно было оперативно найти других. Да, было сложно, потому что сначала нужно было организовать очный этап, потом, когда мы поняли, что очный этап не состоится, начали подготовку заочного. Сложности были еще и в том, что было необходимо правильно сформировать афишу, чтобы мы смогли соединить очные и заочные форматы внутри самого фестиваля. Работа была построена так, что хватило времени на просмотр и обсуждение постановки с каждым из режиссеров.

 - Какова была география участников этого фестиваля? Сложно анализировать спектакли в записи?

 - У нас были представлены коллективы из Северо-Западного, Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Я считаю, что три федеральных округа это уже достаточно для проведения Всероссийского фестиваля. Амурская область находится в одной стороне России, Республика Коми, - в другой, также были представлены национальные республики, края и области, в частности, Иркутская. Мы дали возможность в большей степени показаться коллективам Приангарья. Да, сложно оценивать спектакли по видео. Невозможно передать энергетику артистов, транслирующих в зал свое искусство, ни один экран, ни аппаратура этого не передадут. Несомненно, живое общение артиста со зрителем лучше. Было очень важно, как был снят спектакль; сейчас очень много фестивалей мы вынуждены перевести в онлайн-формат, и это имеет огромное значение. У нас была очень интересная постановка, которую мы смотрели в записи, и оператор желал снять хорошо крупные планы, и когда он это делал, терялось действие, мы его не видели, это очень сложно в последующем для оценки спектакля, потому что важно, когда ты смотришь, как режиссером решена та или иная сцена. Сейчас в положениях фестивалей мы стали прописывать требования к видеозаписи. Нашим участникам придется подходить к съемке своих работ более тщательно и серьезно. Если они хотят участвовать в заочных фестивалях всероссийского и международного уровня - этого не избежать. Но, хотелось бы отметить, что мы не будем ориентироваться на проведение заочных фестивалей. Мы верим, что рано или поздно ситуация изменится, что будем вновь смотреть спектакли, сидя в зрительном зале. Без очного общения невозможно развитие театра.

 - Что поразило и удивило в дни фестиваля? Что наиболее запомнилось?

 - Поразил театр «Гротеск» из поселка Усть-Ордынский Эхирит-Булагатского района Иркутской области. Последний спектакль, который я видела у этого коллектива, был десять лет назад. Я могу сказать, что за эти годы, театр стал еще интереснее. Меняются актеры, в нем играют дети и подростки, и я понимаю, что дети выпускаются, но даже с течением времени я вижу, насколько режиссер профессионально с ними работает. Поэтому они и получили Гран-при этого фестиваля. Невозможно, не вкладывая в течение года в ребят такую повседневную работу, как тренинги, занятия по сценической речи, пластике, сделать достойный спектакль, каким бы ты талантливым режиссером не был. Сделать так, чтобы твои актеры сыграли, подготовить их, разобрать с ними роли, поставить речь, сделать пластику - это за пять минут не делается. Здесь видна ежедневная работа и режиссера и тех, кто помогает ему в этом. В очередной раз подтвердил членам жюри свой статус Алексей Штайер из села Азово Омской области. Очень приятно, что у этого режиссера есть детская студия, мы хорошо знаем его спектакли, где участвуют и взрослые участники коллектива. Маленькое село в Омской области, где проживают российские немцы, нас удивило. Очень радует, когда подобные коллективы выступают на всероссийском уровне, прорываясь вперед. Даже в малых городах нашей необъятной России, есть сподвижники, которые ведут такую нужную и очень важную работу по развитию любительского театрального движения, и им нужно обязательно помогать, чтобы они творили дальше.

 - На территории России целая армия театралов-любителей. Расскажите, как сегодня это направление развивается, и какие фестивали проводятся?

 - Отдел, который я возглявляю в Государственном Российском Доме народного творчества имени В. Д. Поленова, в своей работе ориентируется, в первую очередь, на поддержание брендовых фестивалей и на развитие новых фестивальных проектов. Программа нашего отдела очень обширная, сейчас у нас проводятся более семнадцати фестивалей, все они проходят по-разному. У нас есть ежегодный брендовый фестиваль «Успех». Есть также методическая работа, обучающая: мы выезжаем в регионы для того, чтобы проводить мониторинг коллективов. Сейчас у нас в планах фестиваль эстрады и театрализованных представлений, огромное количество цирковых фестивалей, поскольку мы курируем и любительское цирковое искусство. Год театра внес свои коррективы. Сейчас много регионов, в которых наблюдается всплеск театрального искусства, это показал фестиваль любительских творческих коллективов народного творчества национального проекта «Культура». В номинации «Творческие люди» фестиваля проходившего в октябре, было пять направлений – театральное, цирковое, хореографическое, музыкальное и вокальное искусство. Семьдесят два коллектива из 85 субъектов РФ подали заявки в направлении «Театральное искусство». Такое огромное количество заявок я искренне считаю показателем того что театральное искусство развивается очень хорошо. Сегодня не только в учреждениях культуры работает огромное количество детских и молодежных театральных коллективов. Театральное искусство в нашей стране очень многожанрово и популярно, и я надеюсь, что так будет и дальше. Государственный Российский Дом народного творчества будет, как и прежде, помогать Домам и Центрам народного творчества, расположенным в регионах Российской Федерации. Ведь очень важно, когда мы вместе. С нами рука об руку идут наши коллеги. В этом и есть наша сила. Мы едины.

Андрей Гусевский, пресс-служба Иркутского областного Дома народного творчества

План работы
 
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e  для победы_ главная
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Лента не найдена
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика