25 июня 2020 года состоялся второй вебинар на тему: «Сохранение и развитие традиционной музыкальной культуры казачества на территории Иркутской области».
Спикер вебинара - Дмитриева Наталья Владимировна, ведущий специалист по жанрам творчества ГБУК ИОДНТ, руководитель народного фольклорного ансамбля «Оберег».
В вебинаре приняли участие 59 руководителей народно-певческих коллективов из 11 муниципальных образований области: Нижнеудинского, Усольского, Тулунского, Киренского, Иркутского районов, городов: Иркутск, Черемхово, Братск, Саянск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское.
Во время вебинара были разобраны некоторые жанры детского фольклора и формы их бытования на территории Иркутской области, основы семейного уклада казаков и самобытные традиции воспитания подрастающего поколения в казачьих семьях.
Надо сказать, что история казачества не содержала примеров существования каких-либо специальных воспитательных структур, призванных помочь в воспитании казачат. С этим успешно справлялась семья, опытные казаки-наставники. Взгляды казачества на воспитание отражались в пословицах и поговорках, а особенно, в любимых детьми сказках.
Рождение ребенка неизменно становилось большим событием в семье. Каждый младенец был желанным. Маленьких детей очень любили и обращались с ними ласково. Детей называли: «бо́говы», «мо́лены», «свет белый».
Особо радовались рождению будущего казака: «Сын – зернышко, а дочь – полова, ветер дунет – от дома улетит». В рассказах, действиях казак передавал свой жизненный опыт, уклад всей казачьей жизни сыновьям. Казачью форму готовили сыну задолго до посвящения в казаки.
Однако это не значит, что рождению дочери не радовались. В станицах и хуторах женщина была хранительницей очага в классическом понимании этого понятия и надежный тыл казака, пока он на службе или в военном походе.
Жизнь ребенка начиналась с колыбельных песен. Поначалу ему пела мать, а потом «бакали» старшие дети.
Родство с колыбельными имеют потешки и прибаутки, которые было принято петь ребенку, уже вышедшему из колыбели и делающему первые шаги.
Важным моментом в воспитании подрастающего поколения была игра. В играх у детей формировались интеллектуальные и коммуникативные навыки, развивалась наблюдательность, выносливость и дух коллективизма, вырабатывались смекалка и быстрота реакции, глазомер. Стремление ребенка к овладению игрой всячески поощрялось и стимулировалось в семейном укладе казаков.
Во время вебинара были даны ссылки на литературу в социальных сетях, на видео-аудиоматериалы по данной теме. Слушателям были предложены репертуарные и сценарные сборники.
Хочется надеяться, что в работе со своими творческими коллективами руководители станут использовать предложенные материалы. Желаем всем руководителям хорошо отдохнуть летом и ждем новых встреч в следующем учебном году!
Наталья Дмитриева,
ведущий специалист по жанрам творчества
ГБУК «ИОДНТ»