«Ты полынь моя», «Как у ключика», «Я по жердочке» – эти уникальные песни русских старожилов записала создатель образцового фольклорно-этнографического ансамбля «Берегиня» Нина Белобородова в селах Эхирит-Булагатского района.
Журналисту Наталии Ключевской Нина Михайловна рассказала о хороводно-игровой песенной традиции, чем русский хоровод похож на бурятский ёхор и о том, почему современной молодежи сложно исполнять круговой танец.
- Подробности
- Категория: Проект «Русь Сибирская, сторона Байкальская»
О чем пели старожилы Кудинской долины? 25 лет первый руководитель образцового фольклорно-этнографического ансамбля «Берегиня» Нина Белобородова кропотливо собирала аутентичный фольклорный материал в селах Эхирит-Булагатского района. Она бережно сохранила уникальные, старинные песни, которые коллектив исполняет и сейчас. В программе Наталии Ключевской вы услышите колыбельные, записанные Ниной Михайловной в Усть-Орде в 1990-е годы. Их поют жительницы поселка – потомки русских старожилов Кудинской долины и бывшая солистка ансамбля «Берегиня» Елена Маркелова.
- Подробности
- Категория: Проект «Русь Сибирская, сторона Байкальская»
– Здорово дневали!
– Слава Богу!
Так приветствовали друг друга казаки при встрече. Казаки не певцы и не артисты, но песенная традиция у них всегда была сильна. Еще легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов: для поднятия боевого духа своих казаков. Особый жанр солдатских песен – строевые. Именно они зачастую придавали силы при многокилометровых маршах и были своеобразной пропагандой, повышающей престиж военной службы.
Какими были казачьи военные песни? Есть ли у молодежи интерес к казачьей культуре? И чем особенны танцы и песни сибирских казаков? Об этом журналист Наталия Ключевская побеседовала с участником народного фольклорного ансамбля «Оберег» Владимиром Дмитриевым.
- Подробности
- Категория: Проект «Русь Сибирская, сторона Байкальская»
Традиционно перед рождественским постом на Руси заканчивалась пора свадеб, начатая в августовское Успение.
Сибирская земля славилась свадебными обрядами: их бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение. Местная молодежь более свободная по духу и нравам, чем в остальной России. Парни и девицы имели возможность выбора спутников жизни. Невесты часто были старше женихов: семья старалась заполучить в дом прежде всего работницу.
Сватовство, смотрины, рукобитие (обручение, сговор, помолвка), девичник и мальчишник, благословление молодоженов родителями, венчание, свадебный пир – торжество всегда развивалось по похожему сценарию. И, конечно, не обходилось без песен.
О песенной свадебной традиции Сибири журналисту Наталии Ключевской рассказала руководитель народного фольклорного ансамбля «Красная горка» Анжела Харитонова.
- Подробности
- Категория: Проект «Русь Сибирская, сторона Байкальская»
Чуть ли не с первого десятилетия своего присоединения к России Сибирь стала для царского правительства местом ссылки политических противников. Поэт Кондратий Рылеев назвал Сибирь «страной изгнанья» и на многие годы предопределил в русской художественной литературе образ неприветной, неприютной, каторжной стороны. По сибирской тайге и болотам влачил свою неволю непримиримый фанатик протопоп Аввакум. В глухом Илимске томился русский прозаик и философ Александр Радищев. «Во глубине сибирских руд» хранили гордое терпенье декабристы. В далеком северном Вилюйске на каторжные работы был сослан писатель Николай Чернышевский. В сибирской каторге едва не погиб Федор Достоевский. Не перечесть имен всех замученных, погибших, похороненных в этой далекой и суровой стране. «Сибирь» в те времена звучало страшно.
Песня «По диким степям Забайкалья» или «Бродяга». Песня сибирских каторжан. О ней Наталия Ключевская беседует с кандидатом исторических наук Ларисой Яковлевной Подольской.
- Подробности
- Категория: Проект «Русь Сибирская, сторона Байкальская»