Гуревич Александр Вениаминович
(07.02.1905–07.10.1953)
фольклорист, литературовед, краевед, глава фольклорной секции Общества изучения Восточно-Сибирского края, член Союза советских писателей СССР, член ВСОРГО, преподаватель фольклора Иркутского государственного университета, Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.
Направление деятельности: устное народное творчество, русский, бурятский, эвенкийский, якутский, советский фольклор.
Обследованные районы: Иркутск, Слюдянка, Зиминский, Куйтунский, Качугский, Балаганский районы Иркутской области, селения в бассейне реки Лены, Забайкальский и Красноярский край, Амгино-Ленское плоскогорье (Республика Саха (Якутия).
Объекты исследования: изучение проблемы сбора и записи фольклорного материала, фольклор о Байкале, национальные легенды, сказки и загадки, частушки, поговорки, сказки, предания, детский фольклор, народное творчество о каторге и ссылке, фольклор империалистической войны, гражданской, советский, антирелигиозный, рабочий, народные песни старой Сибири, песни забайкальского казачества, исторические песни, декабристы, творчество Пушкина, Чехова, Горького, Державина и Некрасова.
Фольклорист собрал в 8 книгах собственные исследования и записи фольклористов Прибайкалья, написал свыше 15 предисловий к сборникам, автор многочисленных публикаций в журналах по вопросам сбора и обработки фольклора, автор радиопередач.
Александр Гуревич родился 7 февраля 1905 года в селе Горячинское Баргузинского уезда Забайкальской области Восточно-Сибирского генерал-губернаторства Российской империи.
Личная биография практически не описана в книгах. Есть упоминание об отце Вениамине Гуревиче, который занимался мелкой торговлей.
Первые фольклорные записи Александр начал вести еще в школьные годы и уже тогда решил, что пойдет учиться туда, где изучают сказки и песни. В начале XX века легенды, былины, сказки, песни, пословицы широко бытовали в обществе, что и способствовало любви к устной народной поэзии.
Собирать фольклор начал в 1928 году, обучаясь в Иркутском государственном университете на педагогическом факультете. «Сказки Баргузинского края» (1928 г.) – это первая работа студента предпоследнего курса.
«Окончив филологический факультет Иркутского государственного университета, он организовал и возглавлял в конце 1920-х и начале 1930-х годов фольклорную секцию Иркутского краеведческого музея. Под его руководством проводились многие экспедиции, систематизировался собранный обильный и разнообразный материал. Работа по собиранию фольклора все более приобретала массовый характер, к ней А. В. Гуревичем привлекались учащиеся и учителя, культпросветработники, журналисты»[1]. …
Первая публикация 1930 года – статья «Баргузинские легенды и рассказы о декабристах» в студенческом сборнике при педагогическом факультете Иркутского Государственного университета под редакцией М. К. Азадовского «Историко-литературные опыты».
Работа А. В. Гуревича по сбору фольклорного материала проводилась тридцать лет. Он много собрал позитивных частушек, отражающих крестьянами коллективизацию и новый уклад.
В 1933 году, работая преподавателем по курсу «Фольклор народов Восточной Сибири» в ИГУ, Александр Гуревич возглавил фольклорную секцию Общества изучения Восточно-Сибирского края, организовав ряд экспедиций. Большое внимание уделял записи и обработке материалов народного творчества.
Сборник «Устные рассказы и легенды о декабристах Сибири», 1937 год.
«Стихи и легенды о Байкале», 1938 год. Фольклорист Александр Гуревич вместе с поэтом Иваном Молчановым объединили собранные образцы устного народного творчества, посвященные Байкалу. Здесь экспедиционные записи фольклорной секции Иркутского государственного научного музея: И. И. Веселова, Т. Ф. Тугутова и других, публикации и издания путешественников и исследователей Байкала. Стихи о Байкале взяты из разных изданий: В. Михеева «Песни о Сибири», М, 1884; М. Е. Стожа «Как воспет Байкал в стихах и прозе», Иркутск, 1913, Журнал «Золотая Олекма», 1935; «Сибирские мотивы», СПБ, 1886, «Песни о Сибири», М., 1884 и другие. Опубликованы авторские стихи Ив. Молчанова (Сибирского), Ин. Луговского, В. Н. Непомнящего, А. Ольхона, А. Зигура.
Они искренне верили, что сборник «непременно пробудит интерес к новому поэтическому отображению Байкала, всей многовековой истории, развернувшейся на его берегах к росту собирания местного фольклора, побудит литературоведов и фольклористов к написанию научно-исследовательских работ на литературно-фольклорном материале»[2] пишет: «Предания и легенды о Байкале записывались случайно, сохраняя лишь сюжет слышанной байкальской поэзии. Здесь предстоит большая собирательская, научно-исследовательская работа»[3].
Гуревичу крайне неприятны были ошибочные мысли историка-этнографа А. П. Щапова, писателя С. В. Максимова, лежавшие «тяжелым грузом» на фольклоре о том, что сибиряк не способен дать поэтического отклика. Фольклорист-краевед А. М. Станисловский писал: «у русских прибайкальцев нет никакого произведения поэтического творчества, касающегося грозного моря, что они только усвоили «общий мистический взгляд на Байкал» аборигенов озера-моря бурят и эвенков».
«Превзошел» всех издатель «Спутника по жел. дор. Сибири и Дальнего Востока» 1913–1914 гг. М. Е. Стож: «Мало воспет Байкал в стихах и прозе, но не отсутствие охоты воспеть Байкал в стихах и прозе, а неуменье, полное отсутствие поэтического дара у здешних уроженцев. В суровом крае не раздаются даже звуки песен, здесь редко услышишь заунывную песню, да и ту занес сюда сын России».
Гуревича удивляли такие недальновидные клише, поскольку уже были написаны ставшая народной «Славное море, привольный Байкал» Давыдова, «Ангаская греза» В. И. Омулевского и «Мечты» Ф. И. Бальдауфа. «Не говоря уже о десятках стихов целых поколений сибирских поэтов, не давала никакого права ни Станисловскому, ни Стожу продолжать ошибочную точку зрения Щапова, Максимова, что в Сибири и песен не поют, и сказок не рассказывают»[4].
Фольклорист понимал, что этот материал просто не собран, не записан: «Перед собирателями фольклора стоит задача – собрать все стихи о Байкале, созданные рабочими Слюдянки, транспортниками, рыбаками, обобщить их»[5].
Собранный материал исследователь распределил по темам:
- Байкал каторги и ссылки;
- В борьбе за советский Байкал;
- Природа Байкала;
- Байкальские элегии;
- Байкальские предания и легенды.
В сборнике опубликованы легенды Байкала: о происхождении моря, о дочери Ангаре, обо всей «водной системе». Собиратель выделяет цикл легенд о чудодейственной силе моря, его волшебных свойствах. В них есть и почитание, и суеверных страх.Представлены различные варианты из героического эпоса. Эпос о происхождении быка-пороза, мифического Буха-Нойина, от которого родились два мальчика – Эхирит и Булагат, прародители всех северо-байкальских бурят.Исторические предания о пребывании Чингиз-хана в разных местностях.
Стихи о Байкале собиратель делит на несколько циклов:
- исторические темы Байкала;
- природа Байкала;
- байкальские элегии.
«Фольклор Восточной Сибири», 1938 год
Сборник является небольшой частицей той огромной творческой работы, которая развернулась по всей стране в области собирания и изучения творчества народов СССР. Несмотря на наличие богатейшего фольклорного материала, фольклор Сибири оказался неизученным. Эта проблема актуальна и сейчас. Гуревич к вопросу о том, что фольклорист Всеволод Миллер (1848–1913) считал репертуар былин пришедшим с колониальным движем в Сибирь в XVII-XIX веках, писал: «Гораздо скуднее наши сведения о существовании былин в Восточной Сибири в старинных русских казацких поселениях».
Гуревич соглашался с профессором М. К. Азадовским (1888-1954), что «вопрос об эпической традиции в Сибири должен быть пересмотрен и поставлен на твердую почву научного исследования… Вопрос о судьбах былинной поэзии в Сибири, о характере эпического репертуара, о местных элементах в ней».
Исследователь Н. П. Протасов в отчете 1905 года «Как я записывал народные песни» для «Изв. ВСОРГО» (т. 34, № 2, стр. 135) писал: «Через 10-20 лет от старой песни останется одно грустное воспоминание». В сборнике Гуревича песни старой Сибири объединены темой «женская доля».
В сборнике упоминаются известные сказители: Наталья Осиповна Винокурова д. Челпанова Качугского района Иркутского округа, тункинский Егор Иванович Сороковиков, Пеохон Петров из Аларского аймака, каракозовец П. А. Худяков, автор фольклорного «Верхоянского сборника», первый собиратель музыкального фольклора Сибири Н. Протасов, материалы членов фольклорной секции общества изучения Восточной Сибири».
Александр Гуревич говорит о задачах собирателей народного творчества тех лет и классифицирует фольклор:
о Ленине и Сталине;
народное творчество о каторге и ссылке;
империалистической войны;
гражданской войны иркутские, зиминские и куйтунские;
советский;
антирелигиозный;
рабочий;
эпические традиции Сибири;
народные песни старой Сибири;
национальный фольклор;
частушки куйтунские, качугские;
пословицы гражданской войны;
песни забайкальского казачества;
национальный фольклор: бурятские легенды, сказки и загадки тункинских и балаганских бурят;
загадки;
эвенкийские сказки и легенды;
из преданий якутов Амгино-Ленского проскогорья;
песни ленских рабочих;
исторические песни.
«Старый фольклор Прибайкалья», 1939 год
Совместно с Л. Е. Элиасовым им подготовлен 1-й том «Старого фольклора Прибайкалья», включивший в себя 1976 текстов, записанных в селах региона. Некоторые работы подписывал под псевдонимом Зигур.
По заказу Государственного института языка, литературы и истории (ГИЯЛИ) БМАССР Гуревич и Элиасов объедининили эпизодические записи нескольких десятилетий по Баргузинскому, Тункинскому, Кабанскому и Тарбагатайскому районам. Встречаются записи и Предбайкальских жителей. Например, Веселов И. И. записали местные предания у 78-летнего рыбака Стрекаловского Н. Д. села Б. Голоустное Ольхонского аймака Иркутской области, 52-летнего рыбака Белозерцева Е. К., 78-летнего охотника Белозерцева К. С.
Среди прибайкальского населения существуют свои предания, связанные с самим озером. Вот что рассказал т. Стрекаловский Н. Д. в 1926 году: «Когда русские шли на Сибирь, то о нашем море и понятия у них не было. Пробирались они за золотом в Монголию… Шли, шли и вышли на море. Больно подивились и спрашивают бурят:
- Откель тако море взялось? Как звать? А буряты в те времена как и что говорить по-русски не знали… Машут и кричат одно:
- Был-гал! Это значит, что огонь тут был, а после огня все провалилось и стало море, а русский понял, что так у них море зовется».
Предание, записанное Осокиным Г. М. в 1887 году в Усть-Киране со слов крестьянина села Преображенского Шульгина Ф. В. расшифровывает эпитет «священный» Байкал: «Сказывают старики, когда солнышко пуще грело, было на месте моря Байкал небольшое озерко, а на середке его островок, а на нем небольшой городок… Люди басурманы с острова не показывались, были сыты и богаты… Только поднялась раз буря страшенная и стала захлестывать городок. …А тут грянул гром, небо раскрылось, свет такой сделался, что смотреть нельзя было, а озеро дыбом и ходит, ключом кипит. С неба камни посыпались, все одно, что огнем жечь стало. камнями городок и прикончило, народ дымом задохся, а озеро больше и больше делаться стало. И откуда только воды взялось, чисто затопило всё, небольшое местечко осталось. Озеру конца-края не стало видно. Вот море и сделалось. Басурманы, которые уцелели, все в степи ушли, а море Святым стали считать» (с. 451).
Сборник "Русские сказки Восточной Сибири", 1939
В период с 1941 по 1942 годы Великой Отечественной войны Гуревич собрал 60 печатных листов патриотического фольклора Сибири.
В апреле 1943 Александра Вениаминовича призвали на фронт. По поручению военной комиссии Союза писателей СССР в этом же году он собрал материал на месте казни Зои Космодемьянской. Две брошюры с предисловием матери Зои были опубликованы. Позже Гуревич проходил службу рядовым в стрелковой роте части п/п 24253 Забайкальского военного округа, выполняя там лекторскую работу.
После Великой Отечественной войны Александр переехал жить в Красноярск и стал заниматься систематизацией ранее собранного материала. Он работал в университете и часто встречался с читателями, выступал с лекциями и докладами. Консультировал и помогал начинающим литераторам.
На территории Красноярского края он записал тексты сказительницы Екатерины Ионовны Чичаевой. Статьи были опубликованы в журнале «Сибирские огни».
Членом Союза писателей СССР Александр Вениаминович стал в 1948 году.
Как собиратель фольклора Александр Гуревич уделял теме сбора, записи и обработке материалов много внимания. Большая помощь была оказана А. В. Гуревичем Хакасскому научно-исследовательскому институту языка, литературы и истории в разработке проблем хакасского фольклора[6].
Гуревич всегда стремился к точной передаче фольклора, был против искажений. Он записал сибирских сказителей: Е. И. Сороковикова-Магая и Е. И. Чичаеву, Рогожникову, Мурашева, Куроптева (русские), А. А. Тороева (бурят), М. И. Тимофеева-Терешкина (якут), Димитрова (эвенка) и других. Благодаря Гуревичу имена сказителей стали известны, как и произведения устного народного творчества.
«Патриотизм не отвлеченное понятие, – писал Александр Вениаминович в одной из своих лекций, подготовленных для студентов Красноярского педагогического института, – любовь в начале к своему месту, к своей реке, к своему лесу, который окружал нас в детстве. От малого переходит к большому, к своей Родине, ко всей стране нашей»[7]. Во многих публикациях А. В. Гуревича звучит тема малой Родины.
Исследовательская работа и сибирских мотивов вылилась в интересную книгу «Пушкин и Сибирь», 1952 год.
Тридцать лет изучения Гуревичем устного народного творчества оставили большое количество ценного для потомков материала, ведь благодаря его исследованиям до нас дошли произведения сибирского фольклора XVIII – XIX веков.
Умер Гуревич А. В. в 1953 году.
В фонде № Р-1839 Государственного архива Красноярского края хранятся документы:
- материалы фольклорного совещания Восточной Сибири от 27 января 1937 года;
- статьи и радиопередачи А. В. Гуревича о Белинском;
- тексты, записанные от сказительницы Чичаевой в 1942 году;
- стенограммы лекций А. В. Гуревича по курсу «Фольклор народов Восточной Сибири» на 1946–1947 учебный год;
- заметки «Плач по Тане», записанные в апреле-мае 1943 г.;
- творческие материалы А. В. Гуревича: очерки, статьи, частушки, заметки о литературном музее в Сибири, о стихах религиозного содержания, о декабристах, о Радищеве, А. С. Пушкине, А. П. Чехове, А. М. Горьком, о поэзии Державина и Некрасова, о сказках Баргузинского края, по истории Красноярского края;
- рукопись книги «Бурса в Сибири»;
- стенограмма записи сказа о Винокуровых и статья о работе над сказом;
- фольклорные тексты фольклористов Восточной Сибири по темам: «Ленин в Сибири», «Ленин в Сибирском фольклоре», записанные на Байкале о Ленине и Сталине, о гражданской войне;
- воспоминания о декабристах, о Чернышевском, участников Великой Отечественной войны, о гражданской войне в Сибири;
- легенды, сказки и песни Бурятии, Восточно-Сибирские частушки, загадки, считалки;
- поговорки, пословицы, игровые песни, былины, старинный свадебный обряд;
- сказы о Ермаке и Степане Разине;
- о создании первого литературного музея в Сибири (экспозиционные планы, статьи, заметки, и т. д.);
- сибирские устные рассказы и легенды о декабристах в Сибири (сборник)[8].
Издания автора:
- Гуревич, А. В. Бурса в Сибири [Рукопись] / Государственный архив Красноярского края.
- Гуревич, А. В. Песни и устные рассказы рабочих старой Сибири [Текст] / Сборник сост. Александр Гуревич. - Иркутск : Иркут. обл. изд., 1940. - 132 с. : ил.; 20 см.
- Гуревич, А. В. Пушкин и Сибирь [Текст] : Лит.-краевед. статьи и очерки. - [Красноярск] : Краснояр. краев. изд-во, 1952. - 148 с. : портр.; 22 см. Гуревич, А. В. .
- Гуревич, А. В. Русские сказки Восточной Сибири [Текст] : Сборник Александра Гуревича. - Иркутск : Иркут. обл. изд., 1939. - XXXVI, 348 с. с заставками и концовками; 22 см.
- Гуревич, А. В. Стихи и легенды о Байкале [Текст] / Подготовили к печати А. В. Гуревич и И. И. Молчанов. - Иркутск : Иркут. обл. изд-во, 1938. - 88 с.
- Гуревич, А. В. Фольклор Восточной Сибири [Текст] : Сборник / Сост. А. Гуревич. - Иркутск : Тип. треста "Полиграфкнига", 1938. - XVI, 180 с.
- Старый фольклор Прибайкалья / Сост. А. В. Гуревич, Л. Л. Элиасов. Вступит. ст. и примеч. А. В. Гуревича. — Улан-Удэ, 1939.
- Устные рассказы и легенды о декабристах в Сибири / Сб. сост. и подгот. к печати А. Гуревич. — Иркутск, 1937.
Статьи автора:
- Гуревич, А. Баргузинские легенды и рассказы о декабристах / [Студенческий сборник] Историко-литературные опыты. / Под редакцией М. К. Азадовского. Труды Кабинета литературы при педагогическом факультете Иркутского Государственного университета. Том II. Иркутск, 1930. — 120 с.
- Записи Гуревича. — « Н о в а я Сибирь», 1938, № 1, с. 1 3 6-1 4
- Гуревич B. Как записывать и обрабатывать устные рассказы // Известия общества изучения Восточно-Сибирскогокрая. - Иркутск, 1936.
О нем:
- Элиасов Л. Е.Собиратель и исследователь народной поэзии Сибири – А. В. Гуревич // Зап. Бурят.-Монг. НИИ. — 1956. — Т. 21.
- Сонькина Р. А. А. В. Гуревич // Уч. зап. Краснояр. пед. ин-та. — 1959. — Т. 13. — Вып. 3.
- Ярневский И. А. В. Гуревич // Литературная Сибирь. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986. – Т. 2.
[1] Некролог А. В. Гуревич. Сибирские огни, 1953, № 5, с. 192 URL: https://poisk.ngonb.ru/flip/periodika/sibogni/1953/5/196/#zoom=z (дата обращения 07.05.2023)
[2] А. В. Гуревич, И. И. Молчанов «Стихи и легенды о Байкале», Иркутск, 1938, с. 10
[3] Там же, с. 6
[4] А. В. Гуревич, И. И. Молчанов «Стихи и легенды о Байкале», Иркутск, 1938, с. 6
[5] Там же, с. 7
[6] Архивы Красноярского края : электрон ресурс. URL: http://красноярские-архивы.рф/gosudarstvennyi-arkh/users/articles/782 (дата обращения: 06.05.2024)
[7] Архивы Красноярского края : электрон ресурс. URL: http://красноярские-архивы.рф/gosudarstvennyi-arkh/users/articles/782 (дата обращения: 06.05.2024)
[8] Путеводитель по российским архивам : электрон ресурс. URL: http://guides.eastview.com/browse/gbfond.html;jsessionid=abcMMXG-ULjYB7_vem_Uy?bid=130&fund_id=183970&sort=beginDate&direction=asc (дата обращения: 17.05.2024)
Фотографии заимствованы с сайта https://m.ok.ru/teyskayabibistoki/topic/154512595696490 (дата обращения: 20.05.2024)