Интересно, с познавательной точки зрения любопытно и неординарно решили рассказывать сотрудники Дома народного творчества об истории края, об истоках декоративно-прикладного творчества в Сибири, о её древней культуре, в которой переплелись элементы прикладного творчества местных коренных народов с традициями первых переселенцев, о том, во что они одевались, какие существовали обряды, как жили и вели хозяйство сибирские первопроходцы.
Подобные этнографические уроки будут любопытны не только школьникам и студентам, смутно представляющим историю края, они много дадут и заполнят пробелы в знаниях и взрослого слушателя.
Для того, чтобы такие уроки состоялись, Домом народного творчества были организованы многочисленные этнографические экспедиции сотрудников в глубинку нашей огромной Иркутской области. Встречи с «хранителями» уходящей эпохи, как правило, очень пожилыми людьми, сберегающими секреты народного творчества, доставшимися им от бабушек и прабабушек, много обогатили собирателей этих бесценных знаний, которые теперь решили поделиться этими знаниями с нами.
26 января я попала на первый урок в Ремесленное подворье 130-ого квартала.
На нем в яркой подаче, как это обычно бывает на уроках и лекциях ведущего специалиста по фольклору и этнографии Лидии Мельниковой, она рассказала о внутреннем убранстве сибирской русской избы.
«Изначально полы не красили, а просто начищали до блеска, да так, чтобы была видна чистота дерева. А позже, в домах побогаче, полы начали покрывать краской, - рассказывала Лидия Михайловна, - начали украшать и стелить на полы домотканые коврики, дорожки, половички.
Появлялись сначала простые дорожки, а потом всё более сложные и даже уникальные по технологии ткачества. Новшества привозили переезжающие в Сибирь на постоянное место жительства мастерицы из разных краёв обширной Русской империи. Так появились дорожки, тканые «клетками», «лестницами», а из усть-удинской экспедиции я привезла уникальную технологию - «чичковское плетение», которое на выставке представлено в виде коврика-кругляша. В экспозиции вы видите и изделия из конского волоса, например носки-крипотки, накомарник.
Впервые я услышала о крипотках в Чунском районе, это север Иркутской области, где местные бабушки мне рассказали, что из конского волоса делали, кроме непромокаемых крипоток и сетки, которые использовали в хозяйстве для изготовления сита для просеивания муки».
Мастерицы, занимаясь тем или иным видом народного творчества, вкладывали в него не только знания, опыт, умение, они делали это с душой. Сидя над вязанием поздними вечерами или ночами, переделав всю работу по дому, они что-то тихо напевали, вспоминали, возможно, свои края, откуда приехали. Оттого и работы эти до сих пор хранят энергию и тепло рук своих рукодельниц.
Рассказывая об экспонатах с любовью и знанием дела, сама Лидия Михайловна будто вышла к нам из позапрошлого века, одетая в старинный сарафан, вышитую льняную рубашку и кокошник. Оттого и рассказ её, не громкий, не торопливый, но ёмкий, насыщенный, образный, воспринимался не как рассказ нашей современницы, а очевидицы и старожила, настолько глубоко она сумела перенести своих слушателей в дух эпохи.
Много чего еще мы услышали, увидели и узнали из её рассказа: о чирках, ичигах, рукавицах, одноигольном вязании, тряпке-отымалке, «свадебной парочке» из фанзы с богатой вышивкой, шалях, которыми украшали берёзки на Троицу...
Уникальность рассказов и всего представленного на таком уроке состоит в том, что не повторяется этнография музеев города, а представлены совершенно самостоятельные образцы и артефакты материальной культуры быта русских сибирских старожилов.
Приходите, вам будет очень любопытно.
Лора Тирон
Газета "Байкальские вести"
№ 7, 24-28 февраля 2016 года