Выставку «Традиционная культура русских старожилов Иркутской области» готовили специально для этнографических уроков. Часть экспонатов взяли из фондов музея, остальные предоставила из личной коллекции ведущий специалист Дома народного творчества по фольклору и этнографии Лидия Мельникова.
Каждая вещь не просто экспонат, а маяк, который ведет нас в те далекие годы. Лидия Михайловна углубляется в историю, рассказывает о жизни людей и о том, как предметы появлялись в ее руках, поскольку многие привезла сама из экспедиции в дальние уголки Иркутской области. Первый урок истории в подворье провели для журналистов 26 января.
Чалдоны и северяне
Наших предков историки называют чалдонами, что буквально можно расшифровать как «человек с Дона». Казаки из этой местности исследовали и присоединили Сибирь к Российской империи, они стали завоевателями и первыми европейскими поселенцами в Прибайкалье. Это были свободные люди, но стоит поменять всего одну букву (чалдоны) — и слово приобретет юмористический оттенок по названию реки Чалый. Людьми с реки Чалый называли каторжан, изгнанников, но тоже «вольных людей». У нас в Приангарье любой человек становился вольным, жил свободно, работал для себя, и трудолюбивые скоро наживали крепкое хозяйство, обзаводились многочисленной семьей, роднились с местными жителями.
Они создали особую культуру, которая для нового поколения так же необычна, как быт пещерных людей. Зачем нужна сетка на лице, как из шерсти получается нить и почему раньше хозяйки не выбрасывали старые рубашки — все это школьники могут узнать в ремесленном подворье.
Особенность уроков в том, что об экспонатах рассказывают не сотрудники музея, которые знают их лишь по описанию, а Лидия Мельникова, она сама собирала старинные вещи и записывала рассказы тех, кто ими пользовался. Как говорит Лидия Михайловна, бабушка может не вспомнить, что она делала вчера, но обязательно расскажет о своем детстве, о молодости в деревне.
В начале урока мастерица берет в руки прялку: нить символизирует линию жизни, начало и конец. Этот ткацкий инструмент был в каждой избе, без него семья осталась бы голой в прямом смысле слова. У Лидии Михайловны так называемая корневая прялка, которую вырезали из цельного куска дерева, загнутого вниз: донце делалось из корня, сама прялка — из ствола. Экземпляр, который сейчас в подворье, достался Лидии Мельниковой от бабушки, которая учила ее прясть, — вещи тогда служили веками.
Прялки привезли в Приангарье женщины с Русского Севера, позже мужчины стали вырезать подобные на месте.
История в носках
Можно было обойтись и без прялки — в коллекции есть вязаные вещи, но не из нити, а из шерсти. Такой способ называется «по-бурятски», выполняется вязка крючком, полотно плотное и мягкое.
— Когда я надела этот носок, мне показалось, будто меня мама обнимает — такой он нежный и мягкий. А прядение делает нить грубее, — показывает Лидия Михайловна изделие из белой шерсти. — В процессе носки скатывались, и получались как бы валеночки, повторявшие форму ноги. Если они вдруг рвались, то заплатку не ставили, а просто приваливали к дырке еще шерсти.
Так русские традиции смешивались с бурятскими, вязание крючком — с валянием: местные условия диктовали моду и образ жизни. Один из самых удивительных экспонатов своей коллекции Лидия Михайловна купила в деревне Червянке Чунского района. Это крипотки — носки из конского волоса, грубые, жесткие и колючие. Крипотки надевали поверх других шерстяных носков, без них не могли обойтись охотники Приангарья. Эффект, который дает конский волос, сейчас повторяют самые супермодные зимние ткани: носки из гривы совсем не пропускают влагу, но при этом «дышат» и выводят влагу наружу, если нога вспотеет. В них можно провалиться в воду, а потом просто отряхнуться и пойти дальше.
Кстати, работать с конским волосом было непросто — материал тугой, плохо скручивается. Из него делали сита, сетки, а за москитку из конского волоса переселенцы могли отдать дорогой расшитый рушник — традиционное белое полотенце, настолько сложно было овладеть мастерством.
Лидию Мельникову, как народного мастера, всегда интересуют техники изготовления вещей, и в каждом районе, даже в некоторых отдельных деревнях Приангарья свои неповторимые способы. Как рассказала сотрудница Дома творчества, узоры для варежек и носков — «огороды» или «заборы», например, принадлежат Казачинско-Ленскому району, а «валяные» носки вяжут только в Ольхонском районе.
Собрать по лоскуткам
— Меньше всего из предметов старины сохранилось одежды, а почему? — задала вопрос слушателям Лидия Михайловна. — Потому что ничего не выбрасывали, все шло в дело. Старые юбки, рубахи шли на коврики из дранки.
Несколько ковров развешано по стенам Дома ремесел: традиционные, сотканные на станке, полосатые, с геометрическим узором, знакомые с детства, круглые, связанные крючком бабушкины коврики...
— Все это когда-то было одеждой. Потом, когда полы в домах начали красить и пошла мода на ковровые дорожки, ее разодрали на полоски и пустили в дело, — отметила рассказчица. — Разобрав такой ковер, мы сможем понять, из каких тканей шили одежду век назад.
Удалось добыть и совершенно эксклюзивный ковер — такого больше нет, скорее всего, нигде в России. Он сделан в технике полутканья, здесь не используется ни одного дополнительного инструмента — ни крючка, ни спиц. Сделали его мастерицы из Усть-Удинского района.
Лидия Мельникова побывала в 14 экспедициях. Больше всего она любит ездить в северные районы, куда новшества цивилизации доходят медленнее, а потому традиции сохраняются лучше. Местным хозяйкам было удивительно, что кому-то интересны столь обыкновенные, обыденные моменты их жизни, а этнограф никогда не ездила с пустыми руками — всегда привозила гостинцы, большую коробку чая.
Но кризис добрался и до музеев: экспедиции теперь непозволительная роскошь, их временно не финансируют. Когда снова можно будет отправиться в путешествие — неизвестно, но каждый год промедления фатален: вещи теряются, разрушаются, носители знаний уходят из жизни.
К счастью, сейчас интерес к культуре и истории родной земли возникает и на местах: районные учителя, библиотекари стараются собрать ценные сведения о жизни предков, сохранить и передать их потомкам вместе с вещами, собранными в музеях или исторических уголках. На них и вся надежда.
Александра Луканина.
газета "Копейка", № 4 от 3 февраля 2016 года
Фото автора
http:// http://baikal-info.ru/uroki-proshlogo