f7a0a54c92471ac4480e727e4ccf93df MВ июле-августе 2010 года Областным Центром народного творчества и досуга была проведена этнографическая экспедиция, посвященная исследованию русской традиционной народной культуры Усть-Кутского района Иркутской области.

Л.М.Мельникова
ведущий научный сотрудник
отдела фольклора и этнографии
ОЦНТиД

В июле-августе 2010 года Областным Центром народного творчества и досуга была проведена этнографическая экспедиция, посвященная исследованию русской традиционной народной культуры Усть-Кутского района Иркутской области.

Цель экспедиции - изучение материальной культуры быта русских старожилов и их потомков на территории исследуемого района. Особый интерес представляли старожильческая одежда, предметы быта и орудия труда, тряпичная кукла, пища, технологии забытые и неизвестные.

Усть-Кутское муниципальное образование расположено на северо-востоке Иркутской области, в верхнем течении реки Лена на пересечении с рекой Кута.  

На территории района климат резкоконтинентальный. Температура воздуха: зимой до –52*, летом до +36*. На сегодня общая площадь территории Усть-Кутского муниципального образования составляет 3459,9 тысяч га или 4,6% от площади Иркутской области. 

Город Усть-Кут является городом областного подчинения и центром Усть-Кутского муниципального образования. Он основан в 1631 году, статус города присвоен в 1954 году. Город сформировался как центр Осетрово-Ленского транспортного узла, это единственное место в Восточной Сибири, где так благоприятно пересекаются железнодорожная и водная магистрали, подкрепленные наличием аэропорта «Усть-Кут», имеющего взлетно-посадочную полосу, способную принимать тяжелые транспортные самолеты ИЛ-76.  

Освоение Усть-Кутского района началось с ХVII века с приходом в устье реки Куты небольшого отряда пятидесятника Василия Бугра в 1628 году, а в 1631 году по приказу Илимского воеводы атаман Иван Галкин соорудил небольшой острог.  

История Усть-Кута связана так же с именем знаменитого землепроходца Ерофея Павловича Хабарова. Он впервые начал проводить опытные посевы в устье реки Куты, его считают зачинателем земледелия во всем Ленско-Илимском крае. Основными культурами, которыми засевались пашенные земли были: озимые рожь, ядрица, ячмень пшеница, овес, горох, конопля. В 1639 году Хабаров построил мельницу, заложил солеварню. Долгое время Усть-Кутский сользавод снабжал солью все население Лены.  

Заселение реки Лены уже к середине ХVII века образовало густые цепочки деревень: появились Подымахино, Марково, Кайманово, Красноярово, Карпово, Боярск и другие. Большинство деревень носит имена тех, кто их основал: Кипрюшка Марков, Митька Кайманов, Гришка Подымахин и т.д. Эти деревни в 2-3 двора, расположенные друг от друга на расстоянии 5-12 верст, составляли одну волость, центром которой был Усть-Кутский острог.

С освоением Ленского волока одной из основных повинностей илимчан и устькутян становится постройки дощаников и кочей для сплава провианта, пороха, людей «для Якутской службы». Основным занятием населения стало землепашество.

По Ленскому волоку через Усть-Кут прошли многие казачьи отряды и экспедиции, сделавшие важнейшие географические открытия.

Коренное население края – эвенки (местные их называли тунгусами), дали большое количество географических названий. Река Кута от эвенкийского «кута», означает «трясина», «болото», «заболоченное место». Населенные пункты «Янталь» - «красная глина», Турука – «туруке» - «соль» и т.д. Происхождение названия «Лена» точно не раскрыто. Во времена первооткрывателя Лены землепроходца Пантелея Пянды (1619-1623 гг.), река называлась «Елюенэ», что созвучно с эвенкийским «Иэнеси» - «Енисей» и означает «большая река». Г.Ф. Миллер в ХVIII в. писал: «... тунгусы называют реку Лена – «Ленна». Якуты Лену называют «Орюс», что означает «река» (большая). Буряты называют «3улхэ, 3улхэ-мурэн» - «большая».  

Первые поселенцы занимались охотой, рыбной ловлей, собирательством, скотоводством и земледелием. Промысловые умения и навыки они часто перенимали от тунгусов (эвенков). Часто заимствованной была и промысловая одежда, которую покупали или выменивали у тунгусов.

В ХХ веке в деревнях по Лене и ее притокам часто жили среди русских и семьи оседлых эвенков: Шароглазовы, Силкины, Апкины, Жерандаевы, Чесмановы, Катанаевы, Лекановы, которые занимались промыслами и собирательством, выделыванием шкур и шитьем шуб, шапок, рукавиц-кокольд, унтов. Частыми были и смешанные браки.

В лесах собирали чернику, голубицу, черемуху, черную и красную смородину, на болотах – клюкву, из грибов особо ценились сырые грузди, рыжики и белые маслята.

Ловили в реках харусов, ленков, тайменей, сигов, тагунков, вальков, сорог, щук, налимов, ершей, осетров. Охотились на белку, медведя, лису, волка, изюбря, лося.

В ходе полевой работы были выявлены самоназвания русских старожилов района: «Ленские чалдоны», «бурундуки», «ленские водохлебы», «ленские бурдушники». В верхних подрайонах жителей с. Омолой называли «омолоевские ногти» или «омолоевские ногти подзакожные», д. Боярск «боярские чубуки», или «почекунинцы», д. Рига – «риганы» или «рижные», д. Синюшкина – «синепузы».

Самыми распространенными фамилиями в районе являются Антипины, Красноштановы, Карауловы, Зыряновы, Марковы, Наумовы, Подымахины, Тарасовы, Кошкаревы.

В процессе работы записаны устные рассказы: о производстве тканей, обуви и одежды в домашних условиях, о технологии вязания одной иглой варег, носок–крипоток, о различных технологиях изготовления традиционной текстильной куклы, о комплексах одежды, в том числе и промысловой.

Выявлены и зафиксированы на фотопленке, и в полевом дневнике предметы материальной культуры, находящиеся в Усть-Кутском историческом музее, в школьных музеях пос. Верхнемарково, Ручей, Музее народного образования им. Н.К. Маркова (г. Усть-Кут), в собственности информантов образцы одежды русских старожилов, предметы рыбной ловли, предметы быта.

Одежда
 

Женская одежда. Традиционным для Усть-Кутского района был комплекс женской одежды, схожий с бытовавшей на всей территории России и называемый «городской костюм крестьянки», или «парочка». К середине ХХ века деревенские жительницы повсеместно носили «парочки» или юбки с кофтами. В обследуемом районе юбка с кофтой, пошитые из одного материала, назывались «пара», а из разного - «кохта» и юбка. Молодые женщины и девушки носили кофты приталенные, а женщины старшего возраста кофты свободного покроя, выпускаемые поверх юбки. В основном юбки были длиной до щиколотки, присборенные на талии, на «опушке» или шнурке-гашнике, «хвостатые» (с густой сборкой на спине). Шились юбки из кашемира, сатина, шелка и других материалов. Ширина юбки девушки или женщины подчеркивала ее социальный статус. Декором служили «хайборы» - «файборы». Повседневные, рабочие и нижние юбки шили из «холста», конопляной ткани домашнего производства. Зимние юбки шили из сукна или полусукна, изготовленного в домашних условиях.

Известно, что на «пару» или кофту с юбкой надевали нагрудную или поясную одежду - фартук или передник различных фасонов. Нагрудник был обязательно с грудкой (с карманом или без), крепился завязками на шее и талии.
 
К женской верхней одежде можно отнести полупальто – курму (кукрмушку), душегрею – жилет. В холодное время носили шубы, тулупы и дохи или мужские шодиники. Шубы шили из овчины чуть ниже колена, мехом вовнутрь, длиннополые дохи из собак или медведя – мехом наружу, длинный тулуп из собачьей и овечьей шкуры шили с большим воротником. Праздничные шубы были отрезные по талии, присборенные и назывались «борчатки».
 
Самыми распространенными в середине ХХ века женскими головными уборами были платки и косынки, завязанные разными способами. Косынкой женщины повязывали голову концами назад, тщательно убирая волосы. Сверху на косынку могли одевать еще один платок, завязанный концами вперед. Косынки и платки были ситцевые, кашемировые. Красивые, большие платки с цветочными рисунками называли «катетками». В зимнюю пору для тепла пожилые женщины-старожилки повязывали шали покупные или изготовленные в домашних условиях. В селе Омолой пожилые женщины носили кокошник, похожий на повязку, изготовленную из широкой берестяной ленты, обшитой тканью. Носили его с платком, повязанным под подбородком.
 
К женским украшениям относятся коральки – стеклянные бусы разных цветов. Девочки носили коральки, изготовленные из ягод рябины или боярышника, или семян растения марьин корень.
 
Для зимнего периода женщины вязали чулки на 5-ти иголках или крючком, длиной чуть выше колен из пряденной в домашних условиях шерсти овец. Поддерживались чулки завязками из ткани, позднее – резинками.
 
Мужская и женская обувь в XХ века не была разнообразной по материалу и внешнему виду. Традиционной была кожаная обувь, к которой относятся чирки и ичиги. Женские чирки отличались от мужских лишь высотой опушней и колоритом оборок. Опушень женских чирков был короче, а оборки ярче. Для жителей Усть-Кутского района характерно употребление меховой обуви, изготовленной эвенками - меховые унты в виде сапог из шкур лося, оленя или изюбря. Катанки или валенки, чесанки, валенки боярковые (серого и черного цветов) могли покупать в магазине, но некоторые информанты вспоминают о том, что в их деревне мужчины катали катанки.
 
Во все виды обуви клали стельку из сена, осоки или лыка от лиственницы (подкорковый слой). Носили обувь как с портянками, так и с покупными, или изготовленными в домашних условиях носками. Для зимы на портянку использовали байку или сукно, летом более тонкие ткани. Носки во многих деревнях и селах назывались «крипотки». Вязали «крипотки» из овечьей или собачьей шерсти домашнего производства на 5-ти иголках.
 
Мужская одежда. В комплекс мужской одежды середины ХХ века входили: рубахи исподние, верхние. Верхние рубахи: косоворотки с воротником-стойкой или с прямым столбиком, с воротником-стойкой или отложным воротником. Втачные рукава шились из различных материалов как домашнего, так и фабричного производства. Штаны и портки. Верхняя одежда – шодиник, зипун, шуба, доха. Шапки шились в основном ушанки. Носили кушаки, пояса и ремни. Обувь - мужские чирки, ичиги, сапоги, катанки, чесанки, унты. Носки – крипотки, вязанные на 5-иголках или крючком. Рукавицы, вязанные на 5-ти иголках, крючком или одной иглой (костяной, деревянной или металлической).
 
Русские старожилы в основном, носили кушаки, сшитые из ткани, или пояса сотканные на бердечках. Кушаки любили шить из красного товара. Для ткачества поясов использовали шерсть домашнего производства, окрашенную природными или анилиновыми красителями.
 
В зимнее время носили рукавицы, называемые вареги. Вязали вареги одной иглой, сделанной из кости копытного животного (коровы, лося, овцы), также из березы и ели. Для вязания использовали овечью шерсть, пряденную в домашних условиях. Рукавицы мохнатки шили мехом наружу. Местные жители носили эвенкийские рукавицы - коколды, шитые мехом внутрь и с прорезью на запястье.
 
Одежда для рыбалки и охоты относится к комплексам промысловой одежды. Промыслами занимались в основном мужчины, но иногда в деревне были и женщины, занимающиеся рыбалкой, а в редких случаях и охотой.
 
В комплекс одежды для рыбалки входит: рубаха исподняя, рубаха верхняя, брюки, ичиги с портянками или носками - крипотками, накомарник, волосянки – рукавицы и волосянки – носки из волос конской гривы.
 
В комплекс одежды для охоты входит: рубаха исподняя, рубаха верхняя, брюки суконние, шодиник из сукна или парка, ичиги, рукавицы - мохнатки, вареги, коколды, пояс или ремень, шапка из меха или кожи с куском ткани на затылке, который оберегал от снега «кухты».
 
В ходе многолетней полевой работы были собраны данные, которые позволили сделать вывод, что комплексы одежды старожильческого населения Приленья практически не отличаются от приангарских. Это объясняется сохранением переселенцами своих традиций, едиными климатическими условиями, а также соседством с эвенками и бурятами, оказавшими влияние на материальную культуру русских.
 
Словарь диалектных слов Усть-Кутского района
 
Атымалка (тумалка) – грязная тряпка, используемая для взятия чугунка.
Борчатка – праздничная шуба, зауженная в талии.
Бучить – стирать в кипящей воде с березовой золой.
Вареги – рукавицы связанные из толстой овечьей шерсти одной иглой.
Дерюга – тканые половики.
Ичиги – мужская кожаная обувь типа сапог.
Катетки – женские праздничные платки.
Кокошник – женский головной убор из берестяной полосы, покрытой тканью или платком.
Коральки – бусы.
Крипотки - носки.
Курма (курмушка) – женская куртка, покрытая сукном или плюшем.
Лопатина – изношенная старая одежда.
Лукотерник - полотенце для рук.
Мандришки (мартышки, мандрышки) – замороженный маленькими лепешками творог со сливками с брусникой.
Отемнел- ночь застала в дороге.
Посиденка – зимние встречи женщин за работой.
Постигонка – нитка из конопли для ремонта обуви.
Ремуга – старая, вся в дырках одежда.
Сёгоды – в этом году.
Унты – вид обуви из лосиных или оленьих камусов, заимствованных у эвенков.
Чирки (черки) – кожаная обувь типа закрытых тапочек с оборками, шнурками и опушнями (верхняя часть из ткани).
Шаньги- булочки, начинкой сверху из картофеля или творога.
Шарба – тип ухи из вяленой рыбы.
Шодиник – вид пальто, крытого сукном. Мужчины его использовали для зимней охоты.
Шубенки – рукавицы из овчины, сшитые мехом внутрь.
План работы
 
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика