Одним из приоритетных направлений в работе ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества» является сохранение, изучение и возрождение традиционной культуры региона. В связи с этим ежегодно проводятся фольклорно-этнографические экспедиции в разные районы Иркутской области.

 С 19 по 28 августа 2015 года состоялась плановая этнографическая экспедиция в Качугский район. Он находится на юго-востоке Иркутской области, занимает обширную территорию в бассейне Верхней Лены и ее многочисленных притоков. Его площадь составляет около 32 тыс. км² – 4,2 % от площади Иркутской области. Расположен в 257 км от г. Иркутска.

Целью экспедиции стал сбор информации о материальной культуре быта русских старожилов Качугского района Иркутской области. Изучались особенности старожильческой одежды и традиционной тряпичной куклы, предметов быта, промысловой одежды, традиционной пищи. Данный район для этнографов интересен тем, что является местом тесного проживания русских, бурят и эвенков, что позволило проследить взаимовлияние этих культур. В ходе экспедиции были обследованы: поселок Качуг, села Верхоленск, Бирюлька, Бутаково, деревни Толмачево, Алексеевка, Исеть, Челпаново и Обхой. Опрошено двадцать восемь информантов, все они являются потомками русских старожилов.

В экспедиции приняли участие ведущий специалист по фольклору и этнографии ГБУК «ИОДНТ» Лидия Михайловна Мельникова и методист по инновационной деятельности и прикладному искусству МБУК «МРДК» Усть-Удинского района Галина Георгиевна Лазавая.

Основным русским населением района являются сибирские старожилы, которые между собой зовутся «леншкие водохлебы» и «куленгские бурдушники». Традиционное самоназвание сибирских старожил – «чалдон», встречается сегодня в Качугском районе крайне редко.

Многие села и деревни Верхнего Приленья, к которым относится Качугский район, были образованы в середине XVII – начале ХVIII века. Например, село Верхоленск было основано в 1641 году, Качугское – 1686, Козлово, Куницино, Ремезова, Тюменцева – 1730. Населенные пункты района никогда не подвергались переносу или затоплению. Сохранившиеся усадьбы сел и деревень по рекам Лена, Куленга, Манзурка, Анга, Качуг могли бы стать украшением любого архитектурно-этнографического музея. Построенные из лиственничных кондовых бревен дома еще не один век могли бы служить людям, но процесс разрушения и исчезновения крестьянских усадеб идет полным ходом. На карте района сегодня уже не встретишь деревень Белозерово, Юхта, Вяткина, Курунгуй, Юшино, Макарова, Ор, Малый Косогол, Талай, Загулан, Челпанова и многих других. Сохранившиеся наличники старинных домов, а в ходе экспедиции их было зафиксировано не мало, могут рассказать о ремесленной столярной традиции, которая в районе на сегодня не прервана. Современным, но выполненным в традиции деревянным узорочьем отличается поселок Качуг. Здесь практически в каждой усадьбе можно встретить пропильную резьбу в декоре ворот или наличников.

В процессе работы были выявлены: основные комплексы одежды, конструкции тряпичных кукол, традиционные технологии ткачества и вязания, традиционная пища. Наиболее интересной является информация о вязании крючком из непряденой вытянутой шерсти носок, рукавиц и крипоток, а уникальной – конструкция народной куклы из веточек.

Одежда

По воспоминаниям опрошенных информантов к середине ХХ века деревенские жительницы старшего возраста все еще повсеместно носили курмушки, душегрейки, катетки, а так же юбки с кофтами или «парочки», хотя в моду уже прочно вошли платья. Одежду шили из тканей домашнего производства, реже из фабричных. Многие информанты вспоминают, что в свадебной парочке, по завещанию владелицы, ее хоронили. Парочек сохранилось немного, сегодня можно только представить, как они выглядели, благодаря устному описанию.

В селе Верхоленске участниками экспедиции были встречены и зафиксированы уникальные, хорошо сохранившиеся артефакты: кофты, в том числе и косополка, голубая парочка, платье, шелковый платок с белой вышивкой и коленкоровый подъюбник. Все они сшиты из фабричных тканей, что подчеркивает степень зажиточности хозяйки этих предметов Лагеревой Т.С.

Образцы мужской одежды не сохранились, но было выявлено, что состав комплекса типичен для многих территорий России и Сибири: рубахи, брюки, зипун, чирки, ичиги, сапоги. На руки в зимнее время надевали варежки, рукавицы, шубенки, мохнатки. Входящие в комплекс одежды русских старожилов Качугского района коколды (рукавицы с разрезом на запястье), олочи (обувь из сохатиной замши), духтуи (меховая обувь), кульмеи (меховая обувь), парги (верхняя одежда) говорят о тесном общении с эвенками. Все это – предметы одежды эвенков Качугского района.

Участниками экспедиции были встречены сведения о различных способах вязания: спицами, крючком и одной иглой. Вязание крючком из непряденой вытянутой шерсти носок, рукавиц и крипоток распространено как среде русских старожилов, так и бурят. До сих пор таким способом вяжут многие жительницы Качугского района. Членов экспедиции обучила вязанию из непряденой шерсти Людмила Петровна Алексеева, жительница деревни Исеть.

Интересным представляется то, что крипотками в районе называют короткие носки, похожие на подследники, связанные крючком из вытянутой шерсти. В других районах Приленья и Приангарья – это обычные носки, связанные на пяти иголках. А варежки и рукавицы отличаются между собой только способом вязания. Их вяжут на пяти иголках, а рукавицы крючком из вытянутой шерсти. Изделия, связанные крючком из непряденой вытянутой шерсти, отличаются особой мягкостью и теплом.В Алексеевской поселенческой библиотеке были встречены деревянные бердо для ткачества оборок и поясов. На сегодня не каждый музей в своей экспозиции имеет такие образцы старинных ручных ткацких станков. В Бирюльской сельской библиотеке находится старинный ткацкий станок – кросна, сохранившийся в рабочем состоянии. На нем до сих пор ткут дорожки. Старинные тканые дорожки сохранились в единичных экземплярах. От традиционных полосатых дорожек, бытовавших на территории Иркутской области, практически ничем не отличаются.

Народная кукла

По итогам экспедиций прошлых лет можно утверждать, что в Иркутской области чаще всего место для игры в куклы называлось «клетка», реже – «шалаш», «балаган», «домик». Место для игры в Чунском районе Иркутской области называлось «юрты», что определялось соседством с эвенками. В Качугском районе традиционное место для игры в куклы – «избушка».

Сбор информации о народной тряпичной кукле помог выявить, кроме традиционных скруточных, комбинированных и набивных конструкций –уникальную. Ею стала кукла из веточек с картофельной головой, выполненная уроженкой деревни Юшина Качугского района Тамарой Васильевной Павельевой, проживающей в поселке Качуг.

Пища

Традиционная пища русских старожилов района, как форма народной культуры, не была предметом детального изучения, но все же, экспедиция выявила названия и рецепты, характерной для русских старожилов пищи – бурдук, шаньги, квасники, суслянки, паренки, печенки, затуран, саломат, чупа, верещага, катышки-мандришки, мушник. Некоторые из них: чупа (суп из ячменной муки), суслянки (компот из сушеной черемухи и дологана (плоды боярышника), затуран (молочная каша из муки) были встречены только в Качугском районе.

Был составлен словарь диалектных слов Качугского района, в который вошли ранее не известные этнографу: затуран, калтус (болотистый берег реки), халдан (трава, растущая на кочках, используемая для судомоек (кухонная тряпка), стелек для обуви и изготовления кистей для побелки), голохай (крапива), дологан, духтуи (эвенкийская меховая обувь).

Собранный в экспедиции материал в течение года будет обрабатываться и, впоследствии, представлен в сборнике из серии «Этнография Иркутской области».

Помощь в организации и успешном проведении этнографической экспедиции оказали мэр муниципального образования «Качугский район» Павел Иванович Козлов и главный специалист отдела культуры МО «Качугский район» Вера Владимировна Шергина.

Ведущий специалист по фольклору и этнографии

ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества»

Л.М. Мельникова

 

 

 

 

План работы
 
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e  для победы_ главная
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Лента не найдена
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика