В начале октября в Москве проведён третий заключительный этап фестиваля-конкурса национального проекта «Культура», реализуемого по инициативе Министерства культуры РФ. Проведение творческой составляющей проекта – всероссийских фестивалей-конкурсов любительского творчества – осуществляют руководители и специалисты Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова.

Национальный проект «Культура», объединивший любительские коллективы фестивалем-конкурсом – уникальное явление в нашей жизни, так как он позволяет высококлассным коллективам самодеятельных артистов-энтузиастов получить гранты по 2 миллиона рублей для дальнейшего развития во всех направлениях.

А когда коллектив получает такой грант, он может заказать инструменты, концертные костюмы, аппаратуру, организовать гастроли, арендовать звукозаписывающие студии… Всё это, вместе с общественной поддержкой исполнителей, должно повлечь за собой повышение популярности жанра в регионе и привлечь новых участников в коллектив.

Подведены итоги и вручены гранты фестиваля-конкурса «Культура – это мы» за 2020 год. В связи с пандемией масштабный праздник любительского искусства приобрёл совершенно не свойственные ему формы: вместо широкого коллективного, массового представления лучших творческих коллективов страны, увлечённых академическими видами исполнительского искусства – хореографией, вокалом, духовым инструментальным исполнительством, театральным и цирковым искусством – пришлось ограничиться видеозаписью в Интернете.  

Просмотров было рекордно много. Выступления артистов-любителей посмотрели все, кто хотел, а не только те, кто смог приехать в одну из региональных столиц народного творчества.

Но чувство тревоги осталось. Online и художественная самодеятельность – «две вещи несовместные». Так же, как телевизионной версией не заменить просмотр спектакля в театре. Кто сравнивал, тот меня поймёт.

Как понял и Анатолий Иванович Цеп – заведующий отделом музыкального искусства Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова, заслуженный работник культуры России, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, член Правления Московского музыкального общества, член Президиума Всероссийского хорового общества, вице-президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова».

***

Ирина Борисова: Анатолий Иванович, каким образом могут идти репетиции и концерты online хоровых коллективов и духовых оркестров?

Анатолий Цеп: С этой проблемой мы столкнулись неожиданно. Готовиться к ней в сфере музыкального исполнительства немыслимо: смысл искусства теряется. Вся музыкальная сеть, особенно её начальное звено: музыкальные школы, училища и консерватории вынуждены были переходить на дистанционное обучение. Музыка – искусство живое, ансамблевое, зависящее от сотворчества, от невербального контакта – всё это невозможно перевести в Интернет. Страдают и обучение, и исполнительство. «Бесконтактно» невозможно добиться чистого звучания! Гораздо сложнее всё это оборачивается в работе с любительским коллективом, настоящая жизнь которого происходит именно в процессе репетиций. Практика показала, что для концерта ещё можно записать исполнителей отдельно, а потом с помощью цифровой техники свести. Но всё же получится суррогат, не естественный результат. Несмотря на сложности, участников фестиваля-конкурса академических музыкальных жанров было очень много: 55 хоровых коллективов и 37 духовых оркестров.

Ирина Борисова: Видно ли Вам из столицы, в каких регионах особенно активно вырастают новые духовые оркестры?

Анатолий Цеп: Ответ простой: в тех регионах, где есть специалисты – профессиональные дирижёры. И в нашем проекте победили самые сильные коллективы, отмеченные именно этим признаком. Это Белгородская, Новосибирская, Курганская и Нижегородская области. В каждом из этих регионов работают подвижники, преданные своему делу. Надо понимать, что наши участники – это коллективы, относящиеся к учреждениям культурно-досуговой деятельности: домам культуры, культурным центрам. Но, если брать духовые оркестры, то специфика такова, что в некоторых субъектах страны базовыми являются коллективы учебных заведений, музыкальных школ. На всю страну теперь известен заслуженный коллектив народного творчества образцовый духовой оркестр «БисBand» ДШИ №1 Карасукского района Новосибирской области под руководством Александра Сергеевича Пунько.  Такие оркестры выполняют все функции концертного коллектива на своей территории. В нём играют не только ученики, но и педагоги, и выпускники, которые не могут жить без музыки и выступлений. На всю Курганскую область – один духовой оркестр: заслуженный коллектив народного творчества Курганской области духовой оркестр «Академия» Лесниковской ДМШ. Именно там работает Николай Григорьевич Елькин, директор этой музыкальной школы, заслуженный работник культуры России, лауреат областной премии «Душа Зауралья», который десятки лет «выращивает» этот оркестр. 24 июня, ещё во время эпидемии, его фактически детский оркестр обеспечивал мероприятия Парада Победы в Кургане. Конечно, этот коллектив гранта заслуживает! Другой обладатель гранта – духовой оркестр из города Павлово Нижегородской области. Художественный руководитель и дирижёр оркестра Виктор Анатольевич Власов стал инициатором открытия филиала Дзержинского музыкального училища в Павлове. Благодаря его активной общественной деятельности и большой просветительской работе его духового оркестра, в регионе сложилась хорошая оркестровая база для нескольких коллективов. В Белгородской области другая картина. Там областная администрация уделяет особое внимание творчеству духовых оркестров. Губернатор Евгений Степанович Савченко в 1995 году издал распоряжение об образовании во всех районах области муниципальных духовых оркестров. Задействовав административный ресурс, губернатор доказал, что вполне возможно обеспечить коллективы инструментами, костюмами, репетиционной базой, зарплатами руководителей! Евгений Степанович считает, что не может нормально развиваться область с её районными центрами, если в них не будут звучать духовые оркестры! Это ведь не просто музыка – это нечто гораздо большее. Прежде всего – репертуар с патриотической направленностью: военные марши, вокальные произведения гражданского звучания, народные темы, произведения, отражающие героическое прошлое Отечества. Замечали, насколько все марши духоподъёмные? А также песни, посвящённые Великой Отечественной войне и написанные в те годы.  Глубокую мудрость выразил заслуженный артист республики Тыва Тимур Дыртык-оолович Дулуш, основатель и главный дирижёр Духового оркестра Правительства республики Тыва, единственного в мире Конного духового оркестра Тувинской Государственной филармонии имени Валерия Халилова в Кызыле. Так вот, он сказал: «Если на границе не будет звучать духовой оркестр, исполняющий «День Победы», то границы будут сдвигаться». Вот вам политическое понимание значения духового оркестра.

Ирина Борисова: Я слышала от дирижёров, что очень трудно привлечь в оркестр молодёжь. Это получается только тогда, когда есть пример старших товарищей. Согласны ли Вы с этим?

Анатолий Цеп: Отговорки! Везде есть музыкальные училища и школы, другие учебные заведения. Кадры есть – понимания не хватает. Белгородский губернатор – не музыкант, но это понимает. В этом контексте хочется спросить: для чего существуют областные и городские органы управления культурой, досуговые учреждения и клубы? Понимаю, что вопрос риторический, да и ответ знаю из практики последних лет – для того, чтобы провести фестиваль. Праздник, фейерверк, ночь в музее направлены на создание эффекта, того, что раньше называлось показухой. Но есть совершенно другие цели – воспитание культурой, духовное состояние общества. Основной задачей органов управления культурой на местах должна быть забота о том, чтобы люди становились культурнее, чтобы они получали положительные эмоции ежедневно в своём быту. Фестивали могут быть вехами, итогом этой работы, но сами по себе они ничего не дают. Фестиваль – это праздник! А есть будни… Вот поэтому надо ценить и беречь подвижников, которые всю жизнь занимаются кропотливой индивидуальной работой, но и творческие результаты выдают, и фестиваль украсить могут.

Ирина Борисова: А как происходит развитие любительского академического хорового пения, которое активно продвигалось с применением административного ресурса в течение недавних лет?

Анатолий Цеп: В России – певучий народ! Академические жанры любительского народного творчества хорошо развиваются. Воссоздано Всероссийское хоровое общество при значительном участии ГРДНТ имени В.Д. Поленова, во всех музыкальных учебных заведениях есть дирижёрско-хоровые факультеты – специалистов было бы много, если бы они не уходили из профессии. Огромное количество профессиональных музыкантов просто не востребовано. Но жанр академического хорового пения жив. Почти все регионы России, включая далёкие Владивосток и Хабаровск, представили на фестиваль-конкурс «Культура – это мы» хоровые коллективы. Как ни сложно им живётся, но всё-таки полегче, чем духовым оркестрам. Страдает академическое направление потому, что массовая культура поглотила все ресурсы внимания. Кажется, что идёт настойчивое размывание культурного кода.

Ирина Борисова: Как Вы думаете, в ситуации, когда существует перспектива долгой самоизоляции, рушатся связи между людьми, возможно ли сохранить культуру и нужно ли это делать?

Анатолий Цеп: Сложный вопрос. Наше общество создало и сохранило определённый уровень культуры, образованности, эстетических и духовных запросов. Если жизнь завтра сведётся к выживанию, то все наши фестивали станут проблематичны. Но всё же и сохранять элитарное академическое искусство, и развивать его необходимо.  Благодаря существованию профессионально и содержательно сложных видов искусства, сохраняется вектор духовного развития общества. Этой весной мы столкнулись с необычной ситуацией. Даже во время войны более понятно было, что делать. А теперь перед нами выросла проблема роботизации. Человеку прежде всего нужно общение с человеком, а не с роботом. Но и в негативизме тонуть я не склонен. Если будет своевременно звучать «День Победы» в исполнении духового оркестра, мы не пропадём! Звучание духового оркестра или большого сводного хора объединяет людей, растворяет искусственные границы, попадает прямо в сердце.

Ирина Борисова: Как Вам кажется, удавалось ли членам жюри – мастерам искусств – всерьёз анализировать творчество артистов-любителей по видеозаписи?

Анатолий Цеп: Я уверен, что настоящее мастерство и высокомерие несовместимы. Огромную роль в проведении Всероссийского фестиваля-конкурса «Культура – это мы» играли члены жюри, в состав которого вошли прекрасные артисты, искренне любящие своё дело педагоги: Михаил Аркадьевич Брызгалов – генеральный директор Российского национального музея музыки, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество» имени Валерия Халилова, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры; Владимир Григорьевич Лебусов – профессор кафедры оркестрового дирижирования для исполнительских специальностей Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженный артист Российской Федерации; Галина Николаевна Марахтанова – референт Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры Российской Федерации, кандидат искусствоведения; Денис Юрьевич Храмов – заведующий кафедрой хорового дирижирования Академии хорового искусства имени В.С. Попова, профессор, кандидат искусствоведения, почетный работник культуры г. Москвы. Каждый коллектив-участник фестиваля получил анализ его недочётов и достижений. Уважаемые члены жюри провели мастер-классы для коллег-конкурсантов, поделились профессиональными секретами и добрыми советами. Часто вспоминаю слова Александры Андреевны Пермяковой, художественного руководителя Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого: «Благодаря любительству мы развиваемся. Только там сохранились потрясающие перлы, гениальные народные интонации». Эти мастера хорошо понимают, что без массового любительства не может быть развития профессионального искусства. Поэтому анализировали выступления музыкантов-любителей предельно тщательно и с искренней творческой заинтересованностью.

Ирина Борисова: На заре Советской власти любительское искусство было копией и «младшим братом» профессионального. Можно ли думать, что сегодня «братья» поменялись ролями как минимум в популярных музыкальных жанрах?

Анатолий Цеп: Фактически современное любительское искусство академического направления приняло основы профессионального, сохраняет и развивает искусство инструментального исполнительства и хорового пения именно в этой области. Но отношение к любительскому творчеству неправильно заложено и воспитано в нашем обществе, как ко второстепенному. Между прочим, благодаря массовости любительского творчества, поддерживается профессиональное искусство. И талантливые проявления есть в любом жанре – судьбы-то по-разному складываются. Если во главе коллектива есть профессионал, он раскроет возможности каждого участника, включая скрытые таланты и способности. Массовое любительское искусство служит альтернативой объёму цифровой культуры; живое творчество создаёт почву, подпитку. …Зрителя! Профессионалы должны бесконечно ценить любителей. Это публика, которая их понимает, а не второй сорт, как думают некоторые. Мы не остановим развитие общества, компьютеризация будет нарастать.  Значит, нам нужно приспосабливаться, искать новые возможности и развивать лучшие стороны цифрового формата. И каждую секунду доказывать, что мы есть, что мы необходимы, что без нас культура потеряется, а общество развалится. Трудно себе представить, что будет с человеческой личностью, если мы не сохраним национальную традицию, самобытность, культурный код… А наша задача – поддержать народное искусство. И грант, о котором мы говорим, одна из наиболее нужных сегодня форм поддержки самых достойных творческих коллективов со стороны государства.

***

По-моему, наш разговор получился исключительно важным, хотя и отошёл слегка от главной темы. Цифровизация грозит новыми изменениями в нашей жизни, а особенно в искусстве и творчестве. Но всё же именно коллективное творчество делает нашу жизнь осмысленной, возвышает над примитивным бытом.

По материалам - https://www.zhiznvstileart.ru/главная/фестиваль

План работы
 
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика