Началось всё с русского православного праздника Троицы в Анге, на малой родине святителя Иннокентия, продолжилось бурятскими Ёрдынскими играми, потом белорусы праздновали всю самую короткую ночь лета своё Купалье. И апогея подобного рода мероприятия достигли в минувшие выходные в Заларях. В райцентре в пятый раз собрался весь интернационал народов, живущих в Прибайкалье, чтобы на уже традиционном этнофестивале «Мы разные. Мы вместе» отметить сразу три праздника – День молодёжи, День образования района и собственно праздник национального единения.
«Колюки! Выходите на вторую фанфару!..»
Трудно даже просто перечислить, представители скольких народностей участвовали в этнофестивале в этом году. Организаторы, сотрудники Иркутского областного Дома народного творчества, уточнили, что мероприятие уже традиционно проводится в Заларинском районе, потому что он считается самым многонациональным в Иркутской области и только на его территории проживают представители 43 национальностей.
В конкурсной программе было выступление национальных творческих коллективов, лучшие из которых участвовали в вечернем гала-концерте. Кроме того, в рамках фестиваля прошли конкурсы национального костюма, национальной куклы и декоративно-прикладного творчества. И только в конкурсной программе показали себя 109 мастеров из четырнадцати городов и районов области – Свирска, Черемхова, Саянска, Зиминского, Нукутского, Боханского и многих других районов.
В номинации «Национальный костюм» победил чувашский народный ансамбль из Зимы «Йарма», лучшую национальную куклу сделала в Бельске мастер Марианна Яромено, а в конкурсе декоративно-прикладного искусства победила мастер художественной обработки бересты Черемховского МО Тамара Потылицына. Лучшие работы последнего конкурса будут представлены на областной выставке декоративно-прикладного искусства, которую весь июль можно будет увидеть на Ремесленном подворье в 130-м квартале – изделия из бересты и войлока, куклы в национальных костюмах, ткачество, лозоплетение и многое другое.
Перед гала-концертом на открытой сцене в районном парке Заларей толпились представители всех местных, приезжих и сосланных народностей в своих национальных костюмах. Подчинялись они только жёсткой воле ведущего, который раздавал в микрофон точные, но не всем понятные команды:
– Так, ушли все за рушники!!! Колюки! Вы выходите на вторую фанфару!
Колюки на этнофестивале были вненациональной экзотикой. Это изобретение художественного руководителя Заларинского Дома культуры Рустама Идиатулина и гордость любого представления в Заларях. Вообще-то этот странный музыкальный инструмент известен давно – это древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Ноу-хау Идиатулина в том, что он придумал делать её не из дерева, а из обычного обрезка садового резинового шланга длиной до полуметра – именно от длины зависит её основной тон. Звук описать невозможно – больше всего он походит на басовые тона традиционной перуанской пан-флейты, а высота тона незначительно изменяется при частичном закрытии выходного отверстия большим пальцем.
Пока шли последние приготовления к концерту, краткую характеристику жизни района дал заместитель мэра МО «Заларинский район» Андрей Кобешев. Всего здесь пятнадцать муниципальных образований, из которых только два городские. По последней переписи населения 2010 года, в районе жило порядка тридцати тысяч человек, но сегодня, по внутренним подсчётам администрации, здесь проживает 28129 человек. Как и везде, молодёжь уезжает, рабочих мест нет, реализовать себя негде.
– В советские времена у нас был целый ряд серьёзных предприятий – спиртзавод, механический завод, пищекомбинат… С распадом Советского Союза всё это исчезло. Народу осталось заниматься сельским хозяйством, и даже не переработкой, а обычным вывозом леса, – рассказал Андрей Николаевич.
– А как вы можете объяснить многонациональность района? – полюбопытствовал «Иркутский репортёр».
– Наверное, сказывается близость Московского тракта, рядом – Саяны, немаловажно наличие свободных земель, богатые леса, щедрые таёжные реки, – рассуждает Андрей Кобешев. – Сегодня «чистых» национальностей нет, всех можно назвать сибиряками. Но национально-культурные отношения остались, есть старейшины, которые передают эти традиции и собирают вокруг себя молодёжь. Об этом можно судить по свадьбам – они всегда проводятся по традициям той народности, которая преобладает в этой деревне, будь это немецкий Пихтинск или бурятский Корсунгай.
В каком МО вкуснее жить
Не в обиду красочной конкурсной программе сказать, но на уже сложившихся по форме подобных этнофестивалях всегда гораздо познавательнее и интереснее сопутствующая программа презентаций участников, по которой можно в момент составить широкое сравнительное представление о жизни людей, населяющих деревни, города и районы области. Например, на праздновании Троицы были показаны народные ремёсла райцентров Иркутской области. На Ёрдынских играх – спортивные и зачастую весьма необычные национальные состязания вроде якутских «кроличьих» прыжков на одной ноге. Заларинский этнофестиваль выбрал самую беспроигрышную форму самопрезентации – муниципалитеты представляли национальную кухню той народности, которая в этой местности преобладает.
В Моисеевском поселении, например, это была чувашская кухня, и чтобы не выпадать из общей стилистики, из села Тагна приехал выступать национальный чувашский коллектив «Кукушечка».
– У нас село находится между двух рек – Ока и Тагна. По столыпинской реформе сюда приехали первые поселенцы, нашли это красивое место и обосновались навсегда, – рассказала Марина Матвеева, заведующая Тагнинским Домом культуры. – Нашему селу в этом году 265 лет, но его основали буряты – чуваши только расселились по соседству. Они уже почти ассимилировались с местными – в селе сегодня живёт 670 человек, из них чувашами себя считают лишь восемьдесят.
Чувашскую кухню представляли пирожки хуплу – со щавелем, рыбой, яйцом и мясом – и большой пирог с картошкой, название которого обрусевшие чуваши из бурятской Тагны вспомнить не смогли.
В Мойгинском МО живут белорусы, татары, русские, но основной этнической гордостью поселения являются чухари – так по-свойски называют малую финно-угорскую народность вепсов. «Но мы все перемешаны, и мы все русские. Поэтому привезли русскую кухню – пирожки, блины. От вепсов у нас только шанежки», – смеются участницы выставки-дегустации.
Настоящих вепсов «Иркутскому репортёру» найти всё-таки удалось, и они рассказали, что главное отличие шанег и вообще их кухни в том, что вся выпечка готовится на сметане – так стряпаются калитки и колоба.
– Вепсы любят блюда из рыбы, так как жили на слиянии трёх озёр на севере современной Ленинградской области. Рыба жарится и тушится в сметане с луком, так же делаются рыбные пироги. Здесь мы любим местную рыбу – леща на котлеты, сазана лучше фаршировать, – со вкусом рассказывала Лариса Ширина, руководитель фольклорного коллектива «Армас». – И ещё вепсы очень любят всё молочное и творожное, сытное.
Бабагайское образование изначально было этнически однородным – поселения Мариниск, Бабагай, Исаковка в 1910 году образовали белорусы-переселенцы по той же столыпинской реформе, а не подселились, как многие другие, к уже живущим и освоившим местность бурятам. На вопрос, какую национальную кухню они привезли, жители МО предсказуемым хором отвечают: «Драники».
– А что кроме? – настырничает «Иркутский репортёр».
– Ну, это огромное количество блюд из картофеля, – рассказывает председатель белорусского отделения села Бабагай Татьяна Гапоненко – Картофельная бабка, например, это каша, сваренная в чугунке. Яйца, фаршированные грибами…
Холмогойское МО выделяется тем, что кроме обычных «столыпинских» украинцев и белорусов здесь живут удмурты и татары, бежавшие от голода в Поволжье 1933–1936 годов. Специалист сельской администрации Валентина Шершнёва рассказала, что в их поселение входят село и две деревни – Сенная Падь, Романово и Холмогой, где живут 1300 человек. Кухня такая же эклектичная, как население: среди обычных пирожков и овощных салатов – татарский чак-чак, палочки из муки, сахара и яиц, запечённые в жиру, залитые мёдом, таджикский плов, пирожки, рузеля, балиш – пирог, начинённый рисом и фруктами. Удмуртский дещмак – пирог с начинкой из творога с картошкой. И жирная тушёная похлёбка, приготовленная в казане на костре, в которой смешались среднеазиатская шурпа и бурятский бухлёр – мясо, вываренное в жиру с разными овощами, такое впечатление, всеми овощами, которые можно найти на огороде. Названия у блюда нет. Но из всех национальных кулинарных изысков выделялся безыскусный стенд Черемшанского МО. Никакой экзотики – всё то, что привычно глазу сибиряка: кедровые орехи, малосольная рыба, картофельное пюре, черемша, копчёное мясо косули.
– У нас в четырёх деревнях поселения живёт всего триста восемьдесят семь человек. Это самые отдалённые таёжные деревни. У нас нет Интернета. Нет сотовой связи. У нас нет даже рейсового автобуса. Зато у нас есть узкоколейка, – с горькой гордостью рассказывают женщины-таёжницы. – Живут у нас русские, украинцы, белорусы, татары, мордвины, чуваши – все вперемежку. А привезли мы свои дары природы – то, что сами собираем и чем сами питаемся. Мужики охотятся, рыбачат. Вот шашлык из косули. Рыба – хариус. Грибы, ягоды, орехи. Хлеб тоже свой – пробуйте.
Отдельная интрига завязалась вокруг алкогольных напитков. Формально в День молодёжи продажа алкоголя была запрещена указом губернатора, но на стендах муниципальных образований его и не продавали – позволяли дегустировать маленькими стопочками. У белорусов была медовуха, у украинцев – горилка, даже у затерянных в тайге черемшанцев предлагался «эликсир вечной молодости» на лесных травках. Понятное дело, что всё это было вариантами традиционного деревенского самогона с небольшими местными особенностями. Интрига же заключалась в том, что, по точным сведениям из неофициального, но вызывающего доверие источника, «Иркутскому репортёру» стало известно: самым изысканным и редким напитком только для своих, особо приближённых и лучших друзей в Заларях является чистейший старый спирт производства того самого спиртзавода, который распался вместе с Советским Союзом. Как сообщил наш источник, до сих пор у многих коренных жителей в огородах закопаны бочки и даже цистерны с этим божественным напитком.
Этнофестиваль не закончился гала-концертом. До четырёх часов ночи продолжалась дискотека с живыми выступлениями местных самородков, национальных коллективов и мастеров файер-шоу. Расходились самые стойкие уже с рассветом, с первыми петухами – как говорится, усталые, но довольные…
Автор: Берт КОРК
Иркутский репортер: 30 июня 2015
http://http://www.vsp.ru/social/2015/06/30/555372#sthash.9VbCcMQH.dpuf