На областной конкурс видеолюбители Иркутской области представили 20 творческих работ.
Подведение итогов конкурса и анализ видеофильмов для участников состоялся 6 августа в онлайн формате на площадке webinar.ru.
Людмила Анатольевна Герда, председатель жюри, дала оценку видеофильмам и рекомендации участникам:
- все видеофильмы дали нам представление об интересных людях, их творчестве и событиях культурной жизни Иркутской области. Самое главное, конкурс «От чистого истока» – это способ для популяризации среди детей и молодёжи народных традиций, обычаев, обрядов, народных праздников, сказок, легенд и народных ремёсел;
- так как учреждения культуры стали активно использовать онлайн форматы и инструменты в социальных сетях и на сайтах, клубным работникам необходимо владеть определенными знаниями и умениями сценариста, режиссёра, звукооператора, монтажёра. Начиная работу над видеофильмом, прежде всего, ответьте на вопросы: что Вам интересно и про что Вы можете показать и рассказать, кто Ваша аудитория, кто главный герой, расскажите о нём, почему Вы рассказываете именно о нём, чему Вы научитесь, раскрыв тему видеофильма?
- должна быть чёткая авторская позиция. Некоторые работы конкурсантов невозможно отнести ни к одному из жанров, не сразу понятно – что это? Большая по времени зарисовка, видеоотчет, сюжет? Словно автор так и не смог определиться, какой видеопродукт он хотел сделать. До начала создания видеофильма автору необходимо определить жанр: документальный или игровой фильм, репортаж, фильм-портрет, видеоролик и проч. Жанр определяет и форму подачи, и режиссерские ходы, и операторский подход, и характер монтажа, и подбор музыки. Незнание основ композиции и отсутствие логики в построении эпизодов способствует изобразительной незавершенности видеофильма и вызывает недоумение у зрителей: для чего и для кого эта видеоработа, какова идея и замысел автора?
- очень подробно продумывайте интервью. Нужно иметь в виду, что любого человека, как бы интересно он ни говорил и что бы он не рассказывал, очень трудно слушать более 2-х минут. Оптимальный временной отрезок для интервью – 30-40 секунд;
- закадровый текст имеет свои правила. Иногда закадровый текст просто мешает восприятию, полностью комментируя происходящее в кадре. Или же, являясь по сути очень формальным и даже протокольным текстом, делает и сам фильм несколько монотонным. Конечно же, качественные видеофильмы прекрасно смотрятся и являются понятными всем зрителям и без текста. Но не нужно забывать, что такие фильмы требуют очень тщательной работы, таланта и профессионализма и авторов. Закадровый текст должен быть кратким и понятным;
- что касается звукового сопровождения, то проблемы есть практически у всех работ. Ведь звук в значительной степени влияет на то, как будет выглядеть видеофильм в глазах зрителя. Нельзя пренебрегать этим важным каналом восприятия. Для этого необходимо всем участникам учиться использовать учебные пособия в Интернете, где все технологии звукозаписи и обработки доступны.
Сергей Гарилович Бурзаев, менеджер по культурно-массовому досугу ГБУК «ИОДНТ», режиссер видеомонтажа: «Уровень работ оказался очень разным: от совсем любительских – до профессиональных. Конечно, для повышения качества видео требуется обновление или приобретение съемочного оборудования: видеокамер, штативов, микрофонов. Этому нужно уделить особое внимание большинству авторов, представивших свои работы на конкурс. Если рассмотреть конкретные ошибки в съемках и монтаже, то можно выделить несколько общих проблем. Например, отсутствие или редкое использование деталей, крупных планов, лиц, глаз, рук... А использование движений камеры: "наездов-отъездов", панорам слишком много и зачастую перенасыщено. Съемка делается без использования специального оборудования, – штатива или стэдикама. Из-за их отсутствия получаются неровные и неплавные движения, картинка «трясется». Многие авторы не применяют перебивки при склейке одноплановых кадров, похожих ракурсов или смене места съемок. Также нужно большое внимание уделять работе со звуком. В некоторых видео очень трудно расслышать даже голоса героев, о чем они говорят, уровень громкости не выравнивается».
В основном участники конкурса – работники учреждений культуры. Кому, как не им, близка тема народных традиций, обычаев и обрядов? Никто, кроме самих хранителей народной культуры, не сможет точнее познакомить с богатством традиций и обычаев. И никто лучше все это не перескажет, чем видеофильм, снятый неравнодушными людьми. Тому два замечательных примера – видеофильмы «Негасимый свет мастера» (автор – Анна Эдуардовна Базарова, режиссер – Алексей Евгеньевич Виноградов и оператор Виктор Евгеньевич Первоушин) и «Олёна-льносейка» (автор – Алевтина Дмитриевна Жирнова, оператор – Виталий Владимирович Сафронов, Роман Юрьевич Алексеев). Эти видеоработы – пример того, как четко выраженная авторская позиция, определенность жанра и знание основных законов этого жанра делают данные работы заметными, выделяющимися из общей массы. «Негасимый свет мастера» знакомит с творчеством Артура Афанасьевича Арзаева, уроженца села Бильчир Осинского района, заслуженного работника культуры РСФСР. Всем зрителям будет интересно познакомиться с творчеством Артура Афанасьевича, который посвятил свою жизнь развитию и пропаганде бурятского народного танца. Благодаря его творчеству, трудолюбию и преданности выбранному делу, создан и живет народный хореографический коллектив «Сэсэг».
Заслуживает внимания работа анимационной детской студии «ДА» города Свирска – «Омулёвая бочка» (авторы фильма – Белова Наталья Александровна, Мишарева Наталья Юрьевна). Жюри отметило художественные средства, с помощью которых раскрыта тема анимационного фильма.
Важной составляющей фестиваля в этом году стали видеоработы в честь 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне в специальной номинации «Мы помним». Фильмы основываются на воспоминаниях ветеранов войны и тружеников тыла, родственников воинов. Видеофильму «Воспоминания детей войны» члены жюри присвоили звание лауреата I степени (автор – Анна Эдуардовна Базарова, режиссер – Алексей Евгеньевич Виноградов и оператор Виктор Евгеньевич Первоушин). Этот фильм можно смотреть, постепенно погружаясь в атмосферу военного времени, герои фильма – дети войны, в своих рассказах эмоционально передают все тяготы военного времени.
Дипломами II степени награждены два видеофильма – «Живая память» Алексея Александровича Беляевского (МБУК «СКЦ «Благовест» Боханского района) и «Освобождение» Татьяны Робертовны Имегеновой (МКУ «Культурно-досуговый центр» Нукутского района). «Живая память» – документальный фильм об истории семьи Беляевских. Автор, Алексей Беляевский, рассказывает о своих родных – прадеде, деде и его брате, воевавших на фронтах той страшной войны, и о семье, которая ждала их возвращения в далеком сибирском селе Казачье Боханского района. В фильме умело использованы видео воспоминаний старожилов села, семейные архивные документы и фотографии. У фильма «Освобождение» техническое решение (свет, звук, спецэффекты, монтаж) – самое лучшее из представленных на конкурс! Но сценарное решение видеофильма требует доработки.
Итак, по итогам конкурса члены жюри определили три лучших работы, которые станут участниками Всероссийского видеофестиваля:
- «Негасимый свет мастера» и «Воспоминания детей войны» (автор – Анна Эдуардовна Базарова, режиссер – Алексей Евгеньевич Виноградов и оператор Виктор Евгеньевич Первоушин);
- «Омулёвая бочка» (авторы фильма – Белова Наталья Александровна, Мишарева Наталья Юрьевна).
Желаем удачи!
Скачать: Протокол_ОТ_ЧИСТОГО_ИСТОКА.pdf
Галина КОРОДЮК
зав.отделом анализа и методики
клубной работы ГБУК «ИОДНТ»,
член жюри областного конкурса «От чистого истока»