В 2018 году ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества» продолжил работу по выявлению, изучению и описанию объектов нематериального культурного наследия народов, проживающий на территории Иркутской области. Очередная этнографическая экспедиция прошла в конце октября 2018 года с целью сбора информации об объекте нематериального культурного наследия техники «вязания по-бурятски» в Осинском районе Иркутской области. Маршрут экспедиции: д. Бурят-Янгуты – пос. Оса – с. Обуса – д. Горхон – д. Борохал.
Техника «вязание по-бурятски» крючком из вытянутой или непряденой шерсти была обнаружена в 2006 году во время проведения этнографической экспедиции в Усть-Удинском районе Иркутской области в деревне Халюты. О ней участникам экспедиции рассказал житель деревни Ясачная Хайрюзовка Константин Андреевич Купенов. Он познакомил с Лидией Павловной Павловой, которая владела этой техникой. В ходе беседы выяснилось, что училась она вязать сама, подсмотрев, как вяжет Мариша из села Обуса. Так я узнала, что в Осинском районе есть село Обуса, где живут женщины, владеющие традиционным ремеслом.
После Усть-Удинского района информация о этой технике была встречена во время экспедиций в Качугский, Аларский и Боханский районы. А Осинский район удалось посетить только в конце октября 2018 года.
Первым на маршруте стало село Бурят-Янгуты. Туда мы приехали вместе с директором Осинского районного историко-краеведческого музея Куприяном Андрияновичем Алексеевым. Нас встретили участницы фольклорного ансамбля «Енгууд» Любовь Петровна Мантыкова, Мария Доржиевна Ильина и Ирина Александровна Болхоева. Они очень подробно рассказали о процессе вязания от заготовки шерсти до вязания изделий. Интересными были сведения о том, что состриженную шерсть укладывали в сетки-авоськи, уносили на речку и оставляли в проточной воде на два-три дня. За это время шерсть становилась чистой, без мусора, без запаха и совершенно белая. Зачастую из такой шерсти делали одеяла. А рукавицы, носки, чулки, безрукавки вязали из не мытой шерсти. Такая шерсть хорошо тянулась и легко вязалась.
Вторая встреча состоялась в поселке Оса в выставочном зале районного музея с Марфой Владимировной Урбаевой, Софьей Васильевной Табитуевой и Анной Даниловной Бадмацыреновой. Кроме того, что они показали весь процесс подготовки шерсти и вязания, который очень походил на бурят-янгутский. Они рассказали о том, что существует в бурятской традиции обычай дарить младенцам носки. Раньше это были носки, связанные крючком из вытянутой овечьей шерсти. Носки приносили бабушки, которые могли быть не только близкими родственниками, но и соседками или жительницами деревни.
Село Обуса, о котором я узнала еще в 2006 году, на нашем маршруте стало третьим. На эту встречу меня сопровождали начальник управления культуры Александр Михайлович Дамбуев и хранитель фондов Осинского районного историко-краеведческого музея Альбина Альбертовна Мантыкова.
Долгожданное знакомство с этим интереснейшим селом не обмануло мои ожидания. Я познакомилась с удивительными женщинами: самобытным художником Екатериной Михайловной Очировой, Нэлей Валериановной Шишкиной и Татьяной Александровной Хамагановой. Первой на нашем пути в селе Обуса встретилась Татьяна Александровна. Она бережно и гордо несла в клуб старинную бабушкину прялку, а по дороге рассказала нам о своих овечках, которые паслись в шаговой доступности от нас. Белые, ухоженные – они радовали глаз и сразу же увиделись белые, пушистые, очень теплые рукавицы и носки, которые будут связаны из этого белоснежного руна.
Деревню Горхон представляла Федосья Павловна Хамгушкеева. Она принесла старинные вещи, хранящиеся в ее семье, колесо от веретена, вырубленное из каменного угля и собственные работы, выполненные в технике вязания крючком.
Из деревни Борохал на встречу приехали участницы фольклорного коллектива «Уряал» Борохальского Дома культуры: Татьяна Александровна и Эльвира Дамбуевна Ильины, Елизавета Ивановна Халматова, Ольга Ивановна Тармашкинова. Эта дружная и слаженная команда очень наглядно показала процесс взбивания шерсти прутьями из лозы, ее теребление-шиньганье и вязание из подготовленной кудели. Они привезли с собой старинные прялки, а также носки и рукавицы, связанные не для демонстрации, а для ношения в зимний период. Такие рукавицы и носки в деревне Борохал все еще в почете. Их вяжут постоянно и много для членов своих семей.
Я очень благодарна Ольге Ивановне Тармашкиновой за оказанную честь владеть ее крючком, ведь костяной крючок – это символ техники «вязания по-бурятски».
На встрече в Обусе участницам был задан вопрос: «Почему младенцам дарят вязанные носки?» Они хором ответили, что это повелось испокон века. Но и не только носки могли дарить, дарили разное, но только не шапки. Шапка могла «приостановить» рост младенца, поэтому дарить ее, было запрещено. А носки, по сведениям Федосьи Павловны еще и украшались монетами. Их пришивали на голяшку.
К сожалению, нет возможности рассказать о каждой участнице нашей встречи, а они достойны отдельного рассказа и даже документального фильма. Каждая из них по-своему уникальна и представляет большой интерес для этнографа.
Сохранение народных традиций – это дело не одного человека. Только совместными усилиями мы сможем оставить потомкам то, что так бережно хранили наши предки.
Ведущий специалист по фольклору
ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества»
Л.М. Мельникова