Областной фестиваль в 10 раз собрал любительские театры в поселке Магистральный. Этот фестиваль носит имя Анатолия Байкова, «первопроходца» (так зовут сейчас строителей БАМа), который организовал в 70 –е годы прошлого века театр « Молодая гвардия». Проведение и сохранение традиций– дело очень нужное и важное. Из-за большой отдаленности от областного центра люди, живущие в этом округе, очень редко имеют возможность посмотреть спектакль профессионального театра. Также и у театралов – любителей не так много возможностей показать свой спектакль на других сценических площадках, кроме своей, поэтому приходится вариться в « собственном соку», что не способствует росту профессионализма, не стимулирует участников для создания новых интересных ролей.
Фестиваль проводится один раз в два года. Его всегда ждут, к нему готовятся, и он становится настоящим праздником. Не стал исключением и этот год. На фестивале было показано 18 спектаклей. Каждый был подробно обсуждён членами жюри и коллегами – режиссерами. Но было внесено изменение в Положение о фестивале. Поскольку спектаклей было много, то было решено разделить их все на две номинации: «Взрослый театр» и «Детский театр», и в каждой из них присудить три первых места. Таким образом, были поддержаны детские начинающие коллективы, которые бы при наличии только трех призовых мест не получили бы этой поддержки. По итогам жюри « Гран – При» получила театральная студия «Диво» Народного театра « Песочные часы» из посёлка Чуна - режиссер Л. В.Шеломенцева.
По итогам жюри « Гран – При» получила театральная студия «Диво» Народного театра « Песочные часы» из посёлка Чуна - режиссер Л. В.Шеломенцева.
В номинации « Взрослый театр» Диплом 1 степени присужден Народному театру «Современник» из поселка Казачинское за спектакль по пьесе А. Кассона «Деревья умирают стоя» - режиссёр В.А. Таскаева. Диплом 2 степени театру «Мы» учреждению культуры и спорта посёлка Магистральный за спектакль по произведению В. Распутина «Прощание с Матёрой» - режиссер Я. С. Яцко. Диплом 3 степени театру « Песочные часы» за спектакль « Ехай» по пьесе Нины Садур Центра театрального творчества « Лик»- режиссер Л.В. Шеломенцева.
В номинации « Детский театр» Дипломы получили:
1 степени – театральная студия «Огни рампы» из Нийского культурно - досугового центра за спектакль « Веселая карусель» по произведениям К.И. Чуковского – режиссёр Л. А. Кантерова.
2 степени – театральная студия «Зазеркалье» из ульканской школы №2 за спектакль « Теремок» - И. Н. Рябова.
3 степени – театральная студия « Атлантида» из Усть – Кута за спектакль по рассказам А. Вампилова « Незаконченный роман» - режиссёр В.Р. Булычева.
Это итоги, которые подтверждены Дипломами, когда учитывается степень подготовки участников спектакля, режиссерские находки, выстроенность системы взаимоотношений действующих лиц, темпоритм и оформление спектакля…
Но на фестивале было и то, что не нельзя отметить только ДИПЛОМОМ. Например, дети из Усть – Кута показали трогательную композицию «Вместе и навсегда», которая исполнялась на фоне изображения фонтана « Дружба народов». Многие не могли сдержать слез. Вспомнилось то время, когда мы не делили нашу страну на своих и чужих, когда не было такого понятия - « горячие точки», когда каждый из этих народов не искал лучшей доли в других странах, а жил на своей земле. Кто-то скажет, все это устарело, прошлый век, но почему тогда на ВДНХ фонтан « Дружба народов» ежедневно бывает просто «облеплен» туристами, все хотят здесь сфотографироваться, посидеть, назначить свидание? Сибирь по-прежнему принимает всех, только бы относились к нашей земле бережно, а к народу, здесь живущему, - с уважением. Может, и действительно, жизнь станет лучше, если сегодня дети из Усть-Кута поют и читают стихи о дружбе народов.
В понятие « Диплом» не входит и такое понятие как «домашний театр». Ну, это уже совсем позапрошлый век! Я слышала об этом феномене, созданном режиссёром Галиной Пальчик. Мне представлялся особняк в чистом поле или сосновом бору, на одном из этажей – театр, все как положено в дворянских усадьбах. Каково же было мое изумление, когда мы подъехали к 3-этажному многоквартирному дому постройки, примерно, прошлых 70-х. В небольшой малогабаритной квартире обнаружился этот самый «домашний театр» под названием « Приют комедианта», где нас приветливо встретили, и вошли мы в зальчик мест на 25, в котором была небольшая сцена, освещенная парой маленьких прожекторов, и начали смотреть спектакль. На этот раз там был показан « Оркестр» Ж. Ануйя (режиссёр А. В. Серова). Конечно, хочется отметить и работу начинающего режиссёра Татьяны Орловой «Я еще не хочу умирать» студии « Совята» Народного театра «Импульс» из Казачинского района. Само название спектакля уже бросает в дрожь, в нём нет фальши, в нём органичное содружество детей и взрослых, искренний посыл в зал: «Помните!» и звенящая тишина в зале. Режиссер Ирина Бушуева привезла на фестиваль неизвестную никому пьесу Никиты Воронова « Страсти по Торчалову». Хотя…Пьеса здесь у нас неизвестна. Но в Москве она играется и даже очень успешно. Это новая драматургия, и постановка ее всегда рискованна, тем более, для показа на фестивале. Спектакль длинный, истории заключенные в нем, парадоксальны. Героям пьесы следует признаться в своих грехах, и только тогда они смогут покинуть этот мир, полный невзгод, бурь, несовершенств, и получить желанный покой в другом измерении. А если ты не найдёшь свои главные грехи, то живи, мучайся на этой земле. Как это ставить? Как сделать, чтоб все слушалось, воспринималось, входило и в голову и сердце зрителя ? Далеко не всё удалось в спектакле, но многое попало в цель. А что осталось, как говорится, « за кадром»? За кадром осталось то, что некоторые театры не имеют хоть какого-то помещения для репетиций. Да, театр « Современник» под руководством Валентины Таскаевой, получил Диплом 1 степени, но чего это стоило! Приходилось репетировали везде,где только обнаружится свободное местечко. За кадром осталось и то, что в Чуне Лирой Шеломенцевой создан целый «театральный комбинат». Огромное здание принадлежит театральному центру, где работает несколько театральных студий, и от желающих поступить туда, нет отбоя. Тридцать с лишним человек, привезенных на фестиваль и с успехом показавших три спектакля – это только часть огромного коллектива «Лик». Важно еще и то, что перед фестивалем в течение целого дня шли мастер-классы по темам: « Режиссерский замысел спектакля и его воплощение на сцене», «Сценическое действие. Элементы сценического действия». Я считаю, что мне посчастливилось их проводить. Все участники были полны желания узнать что-то новое, чтобы эти знания применить в дальнейшей работе. Следует отметить заинтересованность местной администрации в проведении фестиваля, также отдела культуры Казачинско-Ленского района: не было срывов спектаклей, все они начинались вовремя, с большим подъемом прошли церемонии открытия и закрытия фестиваля. Прошел фестиваль. А что дальше? Коллективам работать, ставить новые спектакли. А Дому народного творчества надо найти какой-то путь для поднятия театрального движения на севере нашей области на новый виток. Я уверена, что многие спектакли заслужили право показать себя на лучших областных сценических площадках. Ничего невозможного нет. И эта идея не такая уж неисполнимая.
май 2018 год Просекина В. С.