О красоте озера Байкал слагают легенды, и каждый, кто посетил эти чудесные места, влюбляется в них на всю жизнь. Но настолько мы знаем о том, что Байкал находится в зоне экологического риска? Насколько понимаем, что, возвращаясь домой, мы должны оставить об этом месте только чудесные воспоминания о первозданной красоте, а не горы бытового мусора на побережье? От слов к делу приступила команда энтузиастов и единомышленников Дворца культуры имени Ивана Ивановича Наймушина задолго до указа губернатора Иркутской области Игоря Кобзева N 256-уг об объявлении 2021 года в Иркутской области Годом Байкала, написав программу «Экология – от слов к делу».

Ни для кого не секрет, что  сегодня экологическое состояние Байкала ухудшается. Это происходит по целому ряду взаимосвязанных причин. Прежде всего, из-за сохраняющегося дефицита водоочистной инфраструктуры, загрязнения впадающих в Байкал рек, продолжающейся вырубки лесов невдалеке от байкальского побережья, да и на самом берегу озера.

Проанализировав учебные пособия по экологическому воспитанию в образовательных учреждениях со 1-го по 11-ые классы, можно сказать, что существует различные направления данной темы, но только в одном из них изложены основные экологические проблемы Байкальской природной территории - учебник «Байкаловедение» для 5-х, 6-х, 7-х классов (авторы: Е.Н. Кузеванова, В.Н. Сергеева).

Отсюда назревает вопрос. Если озеро Байкал удовлетворяет всем четырем природным критериям для вхождения в список Всемирного наследия(для ЮНЕСКО достаточно только одного!), а экологическое образование подрастающего поколения – это одна из главных задач общества, то достаточно ли одного школьного учебника для экологического просвещения, формирования экологического сознания и воспитания экологической культуры у детей Иркутской области?

Дворец культуры имени Ивана Ивановича Наймушина обозначил для себя эту проблему. На протяжении вот уже 5-ти лет, в рамках экологической программы «Экология – от слов к делу», которая в этом году носит название «Экология – от слов к делу. Байкал 2021»,  проводятся информационные мероприятия, театрализованные представления, концерты, спектакли и другие формы клубной работы. Данная программа призвана объединить все учреждения города, обеспечивающие развитие детей, подростков и молодежи.

Одним из просветительских мероприятий программы стал городской экологический диктант. Организаторы ставили перед собой задачи: обратить внимание СМИ и общественности на проблемы экологии Байкала и повысить экологическую грамотность населения.

Так в 2017 в основу диктанта была положена легенда «Анга – дочь Байкала», в котором приняли участие 719 человек из Усть-Илимска и Усть-Илимского района. В роли «диктаторов» выступили учителя русского языка и литературы, преподаватели техникума и университета.

В сентябре 2020 года при подготовке Арт-вернисажа «Земля у Байкала»Дворца культуры был создан информационный видео материал, который был направлен образовательным учреждениям города Усть-Илимска для самостоятельного просмотра и как вспомогательный материал для школьной внеклассной работы. По предоставленным отчётам педагогов и учителей фильм посмотрели более 800-сот человек.

По сюжету видеоматериала «Земля у Байкала»от МАУК «ДК им. И.И. Наймушина»был подготовлен и 24 апреля 2021 года проведён второй Городской экологический диктант посвящённый озеру Байкал.

Нужно отметить, что в связи с закрытостью посещений образовательных учреждений сторонними лицами, данное мероприятие проходило в новом формате.Сотрудники Дворца культуры создали аудио файл, который содержал художественно оформленную запись текста экологического диктанта.Голосом диктора сталзвукорежиссер  МАУК «ДК им. И.И. Наймушина» Валерий Кушнарёв, известный в городе ведущий больших городских мероприятий и творческих молодёжных проектов. Звукозапись была отправлена электронной  почтой организаторам участников экологического диктанта в день его проведения. Более 340 устилимцев от 9 до 65 лет, приняли участие в написании диктанта.

Анализ результатов экологического диктанта за 2017 и 2021 позволил организаторам сформулировать общую картину. К сожалению, эпидемиологическая ситуация в стране связанная с короновирусом лишила в этом году, половины участников экодиктанта, но выявила новых неравнодушных к экологической проблеме Байкала союзников. Ими стали сотрудники Илимского лесничества, студенты и преподаватели Байкальского государственного университета и, что немаловажно, сотрудники АО Группа «Илим» (градообразующего предприятия).

Байкал по-прежнему носит звание самого чистого озера на планете, однако природа этого места уже сейчас нуждается в серьезной защите. Поэтому необходимым звеном в решении эко-проблем озера является экологическое образование людей и, прежде всего, молодого поколения. В целях охраны экосистемы озера предпринимаются меры на государственном уровне и на уровне региона. Необходимость в проведении экологического диктанта в рамках программы «Экология от слов – к делу» на муниципальном уровне подтверждается количеством участников и заинтересованностью организаций.

После просмотра видеосюжета «Земля у Байкала» образовательными учреждениями педагог одной из школ Усть-Илимска перенаправил от Министерства образования Иркутской области ГАУ ДО ИО "Центр Развития Дополнительного Образования Детей" информацию о конкурсе видеоматериалов, посвященных Байкалу. Целью конкурса является создание открытого информационного банка лучших видеоматериалов о Байкале в условиях развития современной цифровой образовательной среды для повышения экологической грамотности обучающихся и взрослого населения. В конкурсе приняли участие 54 образовательных организации дошкольного, общего и дополнительного образования детей Иркутской области, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Первого июня 2021 года результатом участия в конкурсе стала победа, где видеоматериал о Байкале, созданный сотрудниками ДК им. И. И. Наймушина, набрал наибольшее число баллов среди участников и будет размещён на портале «Всероссийский Экодиктант» и других информационно-образовательных ресурсах.

210

Так как Министерство образования Иркутской области проводит подобные конкурсы, это говорит о потребности в дополнительных информационных материалах и программа МАУК «ДК им. И.И. Наймушина» «Экология от слов – к делу» востребована у образовательных учреждений. Отсюда следует вывод, что одного учебного пособия «Байкаловедение»* недостаточно для необходимого формирования багажа знаний у подрастающего поколения. Здесь важна поддержка не только со стороны Министерства образования Иркутской области, но и государства, меценатов, бизнесменов и энтузиастов, которые понимают важность экологических проектов, проектов над которыми нужно постоянно работать, совершенствовать, учитывая практический опыт. А учреждениям культуры мы желаем проводить яркие и интересные культурно-просветительские мероприятия, наполненные содержательной и разносторонней информацией, способствующие формированию экологической культуры, переосмыслению природного и культурного наследия, своего образа жизни и побуждения гражданской активности подрастающего поколения.https://cloud.mail.ru/public/Uesh/Wxpwdnj5z

Ирина Яковлева

заведующий методическим отделом.

Вера Баженова

заведующий клубными формированиями

МАУК «ДК им. И.И. Наймушина»

г. Усть-Илимск 

*- «Первую тысячу экземпляров учебников по байкаловедению для учеников 6-7 классов общеобразовательных школ финансировали американцы» (от автора Е.Н. Кузевановой).

 

План работы
 
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика