Илимская роспись – стиль свободной кистевой росписи, возникший в г. Усть-Илимске в 1990-х гг. на основе домовой и маховой тагильской росписи, которые в свою очередь восходят к урало-сибирской росписи. Отличается анималистическими и флористическими мотивами, характерными для природы Восточной Сибири, и сдержанной цветовой гаммой сибирской тайги.
Номер и дата присвоения реестровой записи объекта: № 0001 от 19.11.2024 г.
Вид объекта
Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории.
Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния
Русские.
Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния
Русский язык.
Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния (при наличии)
Сведения не предоставлены.
Наименование места (мест) бытования объекта
Восточная Сибирь.
Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта
г. Усть-Илимск, Иркутская область.
Географические координаты места (мест) бытования объекта
58°00′00″ с. ш. 102°40′00″ в. д.
Подробное описание объекта
Техника урало-сибирской росписи, зародившаяся в XVI веке, является почти утраченным искусством народов Урала и Сибири, воплощая в себе их самобытность. Выделяются следующие этапы в становлении урало-сибирской росписи:
- XVI век – зарождение в Сибири благодаря выходцам с Русского Севера;
- XVII век – возникновение ремесленных центров в Тобольске, Тюмени и на севере Омской области;
- XVIII век – влияние культуры переселенцев из южных регионов России;
- XIX век – изменение характера росписи с появлением новых мотивов и композиций;
- XX век – появление новых персонажей и перенос акцента с домовой росписи на домашнюю утварь [1].
В разное время из этой общераспространенной урало-сибирской техники выделились ее локальные разновидности: нижнетагильская, алтайская, забайкальская, кемеровская, обвинская. Постепенно они приобрели отличия, достаточно существенные, чтобы считать их самостоятельными видами росписи. Так, «художественные особенности сохранившихся образцов подтверждают выводы искусствоведов об устойчивом формировании традиции нижнетагильской росписи и её расцвета на протяжении почти всего XIX века» [2]. В Забайкалье и на Алтай урало-сибирскую роспись принесли в конце XIX в. пришлые тюменские мастера [3]. Обвинская роспись как один из видов урало-сибирской росписи локально развивалась в Прикамье в XIX – начале XX вв. и была возрождена в 1970-80-х гг. на Краснокамской фабрике игрушек [4].
Фактически, процесс дробления урало-сибирской росписи на самостоятельные виды продолжается и в наши дни. Так, из ее ответвления – нижнетагильской росписи – в свою очередь в 1970-х гг. выделилась кемеровская роспись [5]. Таким образом, появление в Иркутской области самостоятельного вида росписи – илимской – на основе варьирования все той же урало-сибирской росписи является закономерной и естественной частью этого историко-культурного процесса, вписываясь также и в общие тенденции развития «материнского» вида росписи [6].
С одной стороны, во всех «потомках» урало-сибирской росписи, произошел переход от домовой росписи к росписи утвари. «Расцвет в XIX в. таких художественных ремесел, как изготовление точеной расписной посуды, производство резных и расписных прялок... оказали влияние на резьбу и роспись Сибири» [7]. С другой стороны, в илимской росписи возникли инновации в технике и сюжетах, которые являются ее отличительными особенностями, позволяющими говорить об отдельном виде росписи. В частности, как и в алтайской росписи, в которой флористические и анималистические сюжеты приобрели сходство с растениями и птицами имеющимися на Алтае [8]. в работах илимских мастеров стал проявляться местный колорит: «глухари и тетерева, снегири и синички, грибы, иван-чай, жарки, полевая герань, ирисы, донник и клевер, брусника, голубика, черника, клюква и смородина... А цветовая гамма сибирской тайги, которую используют мастера, сдержанна, и лишь яркие краски жарков, шиповника, водосбора, одуванчиков и ромашек играют роль цветовых акцентов» [9]. Этим она отличается от нижнетагильской росписи, где «в качестве фона на ранних этапах преобладали контрастные тона: синий, зеленый, оранжево-красный, а впоследствии – приглушенные: охристый, голубой, розовый» [10].
Имеются и особенности в самой технологии росписи. Для сравнения, в нижнетагильской росписи «при распределении главных композиционных пятен краской основного цвета пальцами наносили подмалевок. Затем брали кисть, формировали лепестки цветов, оттеняли белым “вертушки”, уверенными движениями наносили оживки на листья, писали травку. Благодаря небольшому числу неразбавленных тонов цвета достигали предельной напряженности. Так как смешение красок при росписи происходило не на палитре, а непосредственно на мотивах (на не просохший еще подмалевок наносили моделирующие мазки), то получались мягкие переходы от одного цвета к другому» [11]. В Кемеровской росписи «промежуточной сушки нет. Особенности технологии... связаны с ее однослойным письмом, формой двухцветного крученого мазка и сибирскими мотивами росписи. В кемеровской росписи используется прием «тенежки» при передаче условного объема. Затененные части элементов росписи выполняются малонасыщенным цветом, полупрозрачным мазком. Освещенные элементы – светлее, теплее, цвет насыщеннее, мазок плотный, оживка сложнее, используется контрастная обводка» [12].
В илимской же росписи «важно использование всех возможностей владения кистью. Набирая на кисть одновременно две и более краски, мастер за один приём пишет объемную ягодку или бутон, лепесток или листик с растяжкой по тону и цвету с учетом цветовых рефлексов. Кисть при этом ставится почти вертикально. Крупные сложные цветы и листья пишутся на подмалевке. Ягоды, небольшие цветочки и листочки прописываются сразу. Завершает роспись мастер двуцветными оживками-травками» [13]. Хотя илимская роспись достаточно декоративна, тем не менее, мастера стремятся приблизиться к реальности, поэтому элементы росписи реалистичны и узнаваемы, и в целом илимская роспись, несмотря на сохранение основных технологических приемов, достаточно далеко отошла от фантазийной условности «материнской» урало-сибирской росписи.
Историческая ценность объекта состоит в том, что возникновение илимской росписи является значимой частью комплексного процесса развития урало-сибирской росписи и ее последующего дробления на самостоятельные виды. В хронологическом смысле, илимская роспись (вместе с кемеровской) характеризует современный, новейший этап данного процесса (вторая половина XX – начало XXI вв.), а в географическом – его восточносибирский вектор. С точки зрения истории декоративно-прикладного искусства, особенностями этого этапа, общими для илимской и кемеровской росписей, являются натуралистичность и рефлексия локальной среды, четко отделяющие их от предшествующих вариаций урало-сибирской росписи. Другой значимой исторической особенностью является возникновение илимской росписи в рамках образовательного процесса (все предшествующие разновидности сформировались в повседневно-бытовой среде или на производстве). Это позволяет позиционировать илимскую роспись как одно из свидетельств возможности исторического перехода традиционных ремесел (и традиционной культуры в целом) из законсервированного состояния объекта академического или прикладного изучения в стадию нового активного бытования, характеризуемого тенденцией к естественной вариативности. Такая тенденция в развитии традиционной культуры была, фактически, на весь XX век прервана консервированием объектов (т.е. их фиксацией в неизменной форме), необходимым для исследования. Следовательно, возрождение данной тенденции сейчас является важной исторической вехой в развитии не только урало-сибирской росписи и ее ответвлений, но и характеристикой современного перспективного подхода к традиционному искусству в целом.
Культурная ценность объекта состоит в том, что илимская роспись уже стала знаковым явлением для г. Усть-Илимска и перешла на этап трансформации в один из культурных брендов Иркутской области. Являясь современной интерпретацией традиционного искусства русских переселенцев Восточной Сибири, илимская роспись отражает преемственность поколений и сохранение культурной идентичности, а тот факт, что она возникла и развивается в стенах образовательного учреждения позволяет надеяться, что обучение илимской росписи будет поставлено «на поток» и приведет к ее максимально широкой популяризации, узнаваемости и ассоциативной привязке к региону. Кроме того, илимская роспись уже перешла к активному бытованию благодаря тому, что мастера создают не только произведения декоративно-прикладного искусства, но и утилитарные предметы, аксессуары и сувениры. При изыскании в будущем возможности для выхода на производственные масштабы, развитие илимской росписи может привести к возникновению в Иркутской области ремесленного центра, способного стать в один ряд с другими крупными центрами традиционной росписи, внося свой вклад в сохранение и актуализацию культурного наследия Российской Федерации.
Научная ценность объекта определяется возможностью его использования в изучении и систематизации процессов развития урало-сибирской росписи в частности и традиционных росписей вообще, в первую очередь для вычленения и характеристики хронологических этапов и локальных векторов, а при рассмотрении через призму социального контекста – для выявления причин и тенденций трансформации, что, при проведении необходимого компаративного анализа, позволит опираться на локальные виды росписи (илимскую в том числе) в исследовании глобальных трендов современного состояния народного искусства. Наконец, изучение илимской росписи внесет вклад в исследование потенциала адаптации традиционной культуры в провинциальном постсоветском урбанистическом социуме.
Предметы, связанные с объектом (при наличии)
- Круглые и плоские кисти с натуральным или искусственным ворсом
- Акриловые и гуашевые краски
- Акриловый или масляный лак
Техники и технологии, связанные с объектом (при наличии)
Мастера, работающие в технике илимской росписи, используют акриловые или гуашевые краски. Деревянные заготовки (подносы, разделочные кухонные доски, панно, шкатулки, тарелки, декоративные тарелки, поставцы, а также мебель) изготавливаются из древесины сибирской сосны - отходов производства местных предприятий по деревообработке. Мастера используют как чистую, так и обработанную цветом (морение, покраска с последующим, протиранием, скобление и т.п.) поверхность, чтобы показать красивую структуру древесины. Плотная покраска фона применяется в случае имеющихся видимых дефектов древесины, либо согласно концептуальному решению мастера. Роспись грунтованной, чистой или предварительно подготовленной деревянной заготовки производится после лакировки, где лак выступает в роли грунта. Грунтуются заготовки масляным или акриловым лаком. После высыхания заготовка циклюется металлическим лезвием, чтобы поверхность получилась ровной и гладкой. После росписи изделие лакируется. Роспись акриловыми красками можно залакировать за 2-3 приема как акриловым, так и масляным лаком. Роспись гуашевыми красками закрепляется только масляным лаком, так как гуашь является водорастворимой краской.
Кисти для росписи применяют беличьи, колонковые и синтетические, круглые, плоские и «язычок». Для написания листьев, лепестков и ягод используются плоские кисти, краска набирается двух цветов на разные стороны кисти. Для лепестков цветов типа ромашки применяется «язычок», также две разные краски берутся на обе стороны кисти. Оживки, травинки, графика пишутся круглой кистью, краски набираются как на обе стороны, так можно вначале одну краску набрать на всю кисть, затем другую контрастную по цвету на кончик кисти и сделать мазок более протяженный, чем примакивание. Размеры кистей мастер подбирает сам. Также мастера используют для росписи мелких элементов различные тычки (ватные палочки, пипетку), набирая одну или две краски в зависимости от замысла.
Характерной особенностью илимской росписи является написание «шарика» с растяжкой от желтого к зеленому с белой точкой – бликом в росписи ромашки, пижмы, лютика, цветка шиповника. При написании злаков, сложных листьев пижмы, папоротника, полыни, мелких бутончиков используется примакивание круглой кистью «капелька» одно или двухцветное.
Композиции в илимской росписи используются как традиционные (букет, венок, гирлянда, полоса), так и «куртинка» - изображение группы живых растущих цветов, как фрагмент цветущей лесной полянки.
Илимская роспись развивается, приветствуются поиски и эксперименты мастеров, новые темы, приемы и композиции.
Способы и формы передачи объекта
Росписью по дереву в городе Усть-Илимске начали заниматься в 1992 году Бузина Татьяна Валерьевна и Михеенкова Елена Николаевна с открытием «Школы народных ремесел», основными направлениями в которой изначально были роспись по дереву и берестяное дело. Обучение ремеслам начали 50 человек. В 2000 г. народным ремеслам стали обучать взрослое население, и в развитии усть-илимского стиля в росписи появились новые имена: Нина Порфирьевна Королева, Наталья Гарольдовна Зинченко, Елена Анатольевна Волк. Все они сегодня, как и Елена Николаевна Михеенкова, имеют звание «Народный мастер Иркутской области». В 2012 г. на базе «Школы» организовано творческое объединение «Мастера Илима», через два года получившее звание «Народный коллектив Иркутской области». Из 25 участников – 8 человек профессионально занимаются свободной кистевой росписью, в том числе – илимской.
Все они – активные участники выставок, конкурсов, методических мероприятий, как самостоятельно организуемых МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 имени Т. Г. Сафиулиной», при которой «Школа народных ремесел» в 2000 г. стала отделением народного декоративно-прикладного искусства, так и проводимых ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчество». Наиболее значимым из этих мероприятий является Межрегиональная методическая лаборатория «Творчество. Ресурс. Развитие», проходящая раз в два года в г. Усть-Илимске. Данное мероприятие служит площадкой для обмена творческим и методическим опытом мастеров росписи по дереву Иркутской области и других регионов Российской Федерации.
Кроме того, мастера Школы активно участвуют в популяризации илимской росписи в формате мастер-классов для широкой публики.
Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния
- Михеенкова Елена Николаевна, руководитель Народного творческого объединения «Мастера Илима», Народный мастер Иркутской области, преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 имени Т. Г. Сафиулиной»
- Зинченко Наталья Гарольдовна, Народный мастер Иркутской области, преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 имени Т. Г. Сафиулиной»
- Волк Елена Анатольевна, Народный мастер Иркутской области, преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 имени Т. Г. Сафиулиной»
Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния
- МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 имени Т. Г. Сафиулиной»
- ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества»
- Народное творческое объединение «Мастера Илима» (действует при МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 имени Т. Г. Сафиулиной»)
История выявления и фиксации объекта
В 1990-х – начале 2000-х гг. объект развивался локально, о нем практически не было известно за пределами г. Усть-Илимска. Местные мастера не сразу осознали, что изучая и практикуя урало-сибирскую роспись, за несколько лет трансформировали ее, наполнили местным колоритом, сделали особенной и узнаваемой – фактически создали ее новую разновидность. Выявление объекта произошло в процессе активного сотрудничества ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества» с МБУ ДО «Школа искусств № 2 имени Т. Г. Сафиулиной». С самого начала становления школы мастеров активно привлекали к областным выставочным, конкурсным, методическим проектам, направленным на сохранение, поддержку и развитие народных традиций. В течение нескольких лет на этих площадках обсуждалась в том числе и возможность описания илимской росписи как самостоятельного вида, ответвившегося от урало-сибирской росписи, были сформулированы его основные технологические и художественные приемы и отличительные особенности. В 2022 г. илимская роспись была официально презентована в рамках проекта «Елки России», проводимого при поддержке ФГБУ «Роскультцентр». Проект предусматривал создание коллекций предметов декора, отражающих исторические и культурные мотивы народных художественных промыслов и ремесел регионов страны, которые украсили новогодние елки в общественных пространствах. В 2023 г. илимская роспись была отобрана как один из имиджевых продуктов региона для представления Иркутской области на Международной выставке-форуме «Россия» (Москва, ВДНХ). Фактически, именно в процессе подготовки к этим масштабным мероприятиям совместно специалистами ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества» и МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 имени Т. Г. Сафиулиной» была произведена полноценная фиксация объекта и детальное описание технологии. Поскольку все носители объекта – ныне живущие, активно практикующие мастера, это позволило зафиксировать илимскую роспись непосредственно на этапе ее становления и перехода в самобытное развитие, не изымая из актуального контекста бытования, без историко-культурных и технологических пробелов. Таким образом, обеспечивается сохранение объекта в наиболее полном виде.
Источники информации об объекте
Печатные издания:
- Золотое дерево. Выставка-конкурс в рамках V Межрегиональной методической лаборатории «Творчество. Ресурс. Развитие» 1-3 ноября 2019 г., Усть-Илимск / сост. А. И. Кожухарь, О. А. Ращенко. – Иркутск: ГБУК «ИОДНТ», 2019. – 28 с.
- Золотое дерево. Выставка-конкурс в рамках VI Межрегиональной методической лаборатории «Творчество. Ресурс. Развитие» 1-3 ноября 2021 г., Усть-Илимск / сост. А. И. Кожухарь, О. А. Ращенко. – Иркутск: ГБУК «ИОДНТ», 2021. – 102 с.
- Михеенкова Е. Н. Илимская роспись: Рождение сибирского колорита / науч. ред. и вступ. статья А. И. Кожухарь; сост. каталога О. А. Ращенко. – Иркутск: ГБУК «ИОДНТ», 2023. – 58 с.
- Михеенкова Е. Н. Расписное усть-илимское разноцветье // Народная культура Приангарья: информационно-методический сборник. – Иркутск: Иркутский областной Дом народного творчества, 2020. – С. 65-69.
- Орлова Е. Расписной квартет // Газета «Областная». 21–27 ноября 2018 № 130 (1887). – С. 14.
- Сибирь мастеровая. Областная выставка-конкурс народных ремесел. 22 сентября – 4 октября 2020 г., Иркутск / сост. И. А. Кожухарь, О. А. Ращенко. – Иркутска: ГБУК «ИОДНТ», 2020. – 24 с.
Электронные ресурсы:
- Волк Елена Анатольевна // Народные мастера. ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества». URL: http://iodnt.ru/narodnye-mastera/5866-volk-elena-anatolevna
- Зинченко Наталья Гарольдовна // Народные мастера. ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества». URL: http://iodnt.ru/narodnye-mastera/5224-natalya-garoldovna-zinchenko
- Иркутская область присоединилась к акции «Елки России» // Портал «Культура 38». URL: https://culture38.ru/news/sobytiya/irkutskaya-oblast-prisoedinilas-k-akczii-yolki-rossii/
- Иркутская область присоединилась к акции «Елки России» // ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества». URL: http://iodnt.ru/6136-irkutskaya-oblast-prisoedinilas-k-aktsii-jolki-rossii
- Михеенкова Елена Николаевна // Народные мастера. ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества». URL: http://iodnt.ru/narodnye-mastera/2586-mikheenkova-elena-nikolaevna
- Отделение народного декоративно-прикладного искусства // МБУ ДО «Школа искусств № 2 имени Т. Г. Сафиулиной» URL: https://art2-ilimsk.ru/narodno-dekorativno-prikladnogo-iskusstva/
Современное состояние объекта
В настоящее время илимская роспись бытует в аутентичной форме, сохраняется и продолжает развиваться путем передачи технологии через поколения мастеров.
Авторы, составители материалов об объекте
- Кожухарь Андрей Игоревич, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела фольклора и этнографии ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества».
- Михеенкова Елена Николаевна, руководитель Народного творческого объединения «Мастера Илима», Народный мастер Иркутской области, преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 имени Т. Г. Сафиулиной».
Дата и номер распоряжения министерства культуры Иркутской области (далее – министерство) о присвоении объекту нематериального этнокультурного достояния категории регионального значения или муниципального значения и включении объекта в региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Иркутской области
№ 56-260-мр от 19.11.2024
Категория объекта
Объект регионального значения
Дата и номер протокола заседания Регионального экспертного совета по оценке и отбору объектов нематериального этнокультурного достояния содержащего заключение, на основании которого министерством принято решение о присвоении объекту категории регионального значения или муниципального значения и включении объекта в реестр
№06-56-109/24 от 14.11.2024
Сноски:
- Тарасова С. В. Хронологические особенности развития урало-сибирской росписи в Прииртышье // Традиционное прикладное искусство и образование. 2019. № 1 (27). С. 56.
- Голубева А. Н. Нижнетагильская лаковая роспись XIX века // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 214.
- Опарин Н. А. Урало-сибирская роспись в искусстве старообрядцев Алтая // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6. С. 413.
- Антология народной культуры. Сборник объектов нематериального культурного наследия народов России. Москва: Государственный Российский Дом народного творчества им. В. Д. Поленова, 2022. С. 96.
- Спекторова Н. А. Становление и развитие кемеровской росписи по металлу в Кузбассе // Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве: сб. науч. ст. Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. С. 168
- В качестве примера ранней вариации урало-сибирской росписи на территории Иркутской области можно привести роспись комнатной перегородки из д. Падун, датируемую XIX в., фото с зарисовки которой хранится во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Инв. № ВМДПНИ КП-33449/407. См. на сайте Госкаталог.РФ. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=44124556
- Охрименко Г. И. Русская домовая роспись Забайкалья // Советская этнография. 1966. № 1. С.130
- Опарин. Н. А. Указ. соч.
- Михеенкова Е. Н. Расписное усть-илимское разноцветье // Народная культура Приангарья: информационно-методический сборник. Иркутск: Иркутский областной Дом народного творчества, 2020. С. 68.
- Спекторова Н. А. Указ. соч. С. 169.
- Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. Свердловск: Ср. Урал. кн. изд-во, 1987. С. 86.
- Спекторова Н. А. Указ. соч. С. 171.
- Михеенкова Е. Н. Указ. соч. С. 68-69.
Фото:
-
Панно Илимская роспись. Авт. Е. Н. Михеенкова
Панно Илимская роспись. Авт. Е. Н. Михеенкова
-
Доска-панно «Таежный колорит». Е. Н. Михеенкова
Доска-панно «Таежный колорит». Е. Н. Михеенкова
-
Доска-панно «Иван чай». Е. Н. Михеенкова
Доска-панно «Иван чай». Е. Н. Михеенкова
-
Туес «Таежный венок». Е. Н. Михеенкова
Туес «Таежный венок». Е. Н. Михеенкова
-
Шкатулка-швейная машинка «Цветы Сибири – жарки». Е. А. Волк
Шкатулка-швейная машинка «Цветы Сибири – жарки». Е. А. Волк
-
Сундучок «Таежные цветы». Е. А. Волк
Сундучок «Таежные цветы». Е. А. Волк
-
Шкатулка-утюг. Е. А. Волк
Шкатулка-утюг. Е. А. Волк
-
Поставец «Таежный мотив». Н. Г. Зинченко
Поставец «Таежный мотив». Н. Г. Зинченко
-
Кашпо-лейка. Н. Г. Зинченко
Кашпо-лейка. Н. Г. Зинченко
-
Подставка под телефон. Н. Г. Зинченко
Подставка под телефон. Н. Г. Зинченко
http://iodnt.ru/rned/7794-ilimskaya-rospis#sigProIdc444b66881
Видео:
Интервью и мастер-класс Н. Г. Зинченко в рамках проекта «Город мастеров. Усть-Илимску – 50!» // Илимское региональное телевидение. 17.03.2023.
Интервью и мастер-класс Е. Н. Михеенковой из цикла «Народный мастер» // Иркутский областной Дом народного творчества. 09.03.2024. (часть 1)
Интервью и мастер-класс Е. Н. Михеенковой из цикла «Народный мастер» // Иркутский областной Дом народного творчества. 09.03.2024. (часть 2)

6+
