Театр - идеальный инструмент для изменения мира, убеждена омский режиссер Флора Бабаджанян.
Лучший среди детских спектаклей на фестивале любительских театров «Сибирская рампа- 2015» «Пеппи!» омского коллектива «Третий круг» легко сравнить с лавиной, штормом, с пляшущим ураганом.
Упругая волна неукротимого озорства, оголтелого непослушания мёртвым императивам, безбашенного бунта против дутых приличий и фарисейского распорядка весело бушевала на сцене и щедро перехлёстывала в зал, норовя всех нас раскачать, растормозить и взбудоражить. Зал много и заразительно хлопал и хохотал. Зрители с трудом усиживали на месте, исторгая спонтанные возгласы. Помимо лауреатства первой степени ребятам досталась награда за актерский ансамбль, а их талантливому руководителю Флоре Бабаджанян – лавры за лучшую режиссерскую работу.
Темперамент моей героини действительно вулканический. Недаром в пластическом парафразе «Снежной королевы» - шоу-игре «Волшебник страны брусничного мороженого», которая два года назад покорила зрителей в прославленном зале «Амбассадор» каннского Дворца фестивалей, она играла Разбойницу. Про мятежную девчушку из популярного мюзикла говорит с веселым куражом: «Пеппи – это я!». Ей 35 лет, режиссурой она занимается с 18, а интуитивно – даже раньше. Со своей любительской командой «Третий круг» она потрясает подмостки региональных, зональных и даже зарубежных театральных ристалищ. Их яркие спектакли, по выражению одного из омских журналистов, как пылесос, собирают награды на самых разных фестивалях. Например, «Легенда о пианисте» по роману итальянца Александро Барикко получила четыре Гран-при за один год – на городском, областном, межрегиональном и, наконец, на VI Всероссийском фестивале любительских театров! Иконостас призов омской молодежной труппы богат. Но мы будем говорить о других богатствах и ценностях его маленькой вдохновительницы, из-за которых, как нам кажется, в нее так верно и горячо влюблен капризный успех.
Чертики в глазах
- Флора, «Пеппи!» - постановка о своеволии?
- О свободе! О том, какая сумасшедшая нужна отвага, чтобы оставаться свободным в обществе, жестко скованном условностями, социальными фобиями, общественным договором. В безвоздушном пространстве повального ханжества так трудно дышать полной грудью. Но ведь это не просто естественное право человека – быть тем, кто он есть, иметь свой голос, занимать свою позицию, это еще и ответственность, святая обязанность перед самим собой. Пеппи всеми силами стремится вырваться из любой искусственности, из мертвечины посредственности, ее никому не закрепостить. Она стоит на своем – и точка. Многие, напротив, бегут от свободы, прячутся от нее. О драме таких слабых характеров мы в прошлом году поставили «Вишневый сад» - размышление о том, как мы соглашаемся порой быть в жизни нелепо устроенными. Все герои пьесы не добиваются желаемого и вроде бы не виноваты. Все, что с ними происходит, случается само. У всех «тридцать три несчастья» - у Гаева, у Раневской. Бедного старика Фирса забыли: так уж вышло. Случилось! Все покорно живут в иллюзии, что человек сам ни на что не способен. Единственный, кто стряхивает эту спячку души, - Лопахин, который назло своему прошлому купил и вырубил этот эфемерный сад грёз. Он благороден, потому что способен действовать, единственный из всех.
Работая с моими ребятами, я стараюсь до них донести главный жизненный секрет: любое наше действие меняет мир! Каждый поступок существен, судьбоносен, даже самый маленький. Он либо украшает, умножает гармонию и красоту, либо помогает энергиям разрушения и деградации. Театр – универсальный инструмент для изменения мира, самый эффективный, идеальный. Каждая роль в зависимости от того, как она сыграна, реально меняет… Прежде всего вас самих, вашу собственную жизнь. А значит, и людей, для которых вы играете. И мир вокруг.
- Режиссер, особенно в молодежном любительском театре, это еще и воспитатель…
- А как же! Театр – это учеба жизни, комплексный воспитательный процесс. Вот приходят ко мне дети. Все недисциплинированные, все «деревянные», все стесняшки. А тот блеск, который вас так очаровал на нашем представлении, он в них уже есть, просто дремлет, не раскрытый. Надо вытащить его наружу, растворив всевозможные блоки. У них еще ничего не получается, но глаза-то горят. Значит, есть чертики внутри, так и ждут, чтобы вырваться на волю. Дети не должны забывать, что такое игра, дурачество, баловство. А артист, и взрослея, призван любить озорство, перевоплощение, лицедейство. Первым делом мы договариваемся с артистами, что играем в самый настоящий, а не в самодеятельный театр. Где есть костюмеры, звукооператоры, гардеробщики, работники сцены – и все это мы сами. Я часто собственноручно мою сцену перед показом. Начиная с пресловутой «вешалки», со швабры и заканчивая кульминационным монологом в пьесе - все должно быть сделано с любовью и с максимальной отдачей, один за всех и все за одного. Только так мы сможем сотворить что-то стоящее.
Режиссерская лямка
Когда Флоре было 11 лет, ее на время школьной практики отправили в клуб по месту жительства «Красная гвоздика». Вместо колхозной картошки. Это была счастливая замена. Девочка, которая четыре года занималась акробатикой, а потом ходила в «Школу индийской культуры», неугомонная затейница и прирожденная заводила, сразу взялась вести танцевальный кружок, придумывать сценарии и организовывать массовые мероприятия. С 14 лет она уже имела трудовую книжку как клубный работник. Потом училась в Омском колледже культуры на факультете культуры и искусства Омского госуниверситета им. Ф.М. Достоевского. Дипломным спектаклем стал для нее «Маленький принц», поставленный в той школе, где училась она сама. Сценический опыт удался, сложилась актерская команда. Очень помогли опыт и поддержка мастера, как с пиететом называет его Флора, Юрия Шушковского, руководителя театра пластики «Группа характеров», где училась актерскому ремеслу и наша героиня. Коллектив Флоры Бабаджанян сразу был замечен и с первых шагов ярко «зазвучал». Сейчас «Третьему кругу» уже 16 лет. Он включает подростковую группу, взрослых от 18 до 35 лет и студию для «малявок», которую в омском Доме пионеров ведет одна из старших актрис театра Ксения Захарова. Сам «Третий круг» проживает в ДК «Звездный». Сценических площадок освоил очень много. Заработка ради ребята уже много лет участвуют в большом филармоническом абонементе для детей, обыгрывая выступления симфонического оркестра. Устраивают отличные новогодние представления, такие как «Снежная королева» Шварца, «Щелкунчик». Играют на утренниках в детских садах и школах. В праздничный сезон случается до 35 спектаклей. Часто объединяют силы со своими творческими друзьями – театрами «Шумим!» и «Карусель», вместе выживать легче, омичи хорошо знают и любят мобильную бригаду трех популярных коллективов.
- Нам все это дает возможность ставить спектакли, которые не окупятся, но важны, такие как дорогущий «Вишневый сад» с бюджетом в 110 тысяч рублей. Для нас, любителей, это огромные вложения в костюмы, в декорации, нам бы никто их не дал никогда. Благодаря коммерческим проектам мы можем ездить на фестивали. Можем позволить себе постоянный профессиональный рост. Каждую неделю мы занимаемся с педагогами: по сценическому движению, сценической речи, танцу, вокалу, актерскому мастерству. А еще репетиции, изготовление декораций и реквизита для постановок. Мы в театре практически ежедневно. Мои актеры постарше, как заправские барахольщики, как плюшкины, тащат с помоек то пузатый чемодан, то хромой стул, то старое зеркало в богатой раме. Помоем, подлатаем, покрасим - будет хорошая атрибутика. Нас уже и в реставраторы брать можно подмастерьями. Случается получить государственную стипендию на ту или иную постановку. Министерство культуры региона ангажирует нас на крупные мероприятия, старается поддержать рублем. Перед отъездом на Ольхон был у нас на прогоне «Пеппи!» директор Омского театра кукол «Арлекин» Станислав Дубков, пригласил давать наши спектакли на их сцене как дополнительную возможность заработка. Вот так нам помогают добрые творческие силы нашего города и не только.
Большая французская прогулка
- Помогает, наверное, обаяние настоящей работы, настоящего успеха. Расскажите про свою «большую прогулку» в Канны. Пресса писала, что вы там произвели фурор.
- Мы там чуть не умерли от волнения. Но… по порядку. В 2013 году мы стали участниками ежегодного фестиваля русской культуры в Каннах. Наше турне оплачивали меценаты из омского благотворительного фонда «Мечте навстречу». Прилетели в Ниццу, машина везет нас в Канны, мы прильнули к окнам. А по всему городу висят плакаты, везде огромные афиши про русский фестиваль. На афишах: Мариинский театр, московский «Новый балет», знаменитый наш хор Пятницкого, еще какие-то гиганты… И рядом с этими брендами – «Молодежный театр «Трети й круг», город Омск». Мы онемели просто. Такая была внутренняя паника, что мы с полчаса не могли слова вымолвить.
Играли два спектакля. Первый – прямо на набережной Круазет, на Лазурном берегу, куда публика пришла заранее со складными стульчиками. Мы показывали авторскую историю, которую я сочинила и «сконструировала», - «На краю земли». Надо было в жарких Каннах с пальмами создать атмосферу сибирской зимы. Из декораций был фасад избы на колесиках. Мы привезли на фуре огромное количество «снежков», сшитых перед гастролями из флиса и распетрушенных холлофайберных подушек. Сколько старых подушек омичей получили такую замечательную реинкарнацию – съездить на представление во Францию! Мы в ресторане замораживали тельняшки, которые французы на улице должны были разморозить, согрев своим телом. Хотелось показать, как у нас на морозе колом высыхает после стирки белье. В общем, деталей для игрового интерактива было множество. Наши герои – Дед с Бабкой, обитатели избы, все время ссорились. Но вот они вылепили Снеговика, а Добрый Волшебник на ходулях создал ему в пару Снеговуху – и снежные фигуры влюбились друг в друга! Вся публика помогала влюбленным встретиться: передавая из рук в руки снежки от одного к другому, а потом и «транспортируя» пылающее сердце. В конце концов усилиями вовлеченной в действие толпы Снеговики встретились. А Дед и Бабка вдруг поняли, что тоже еще молоды и дороги друг другу. Так история про русскую стужу обернулась всеобщим воспламенением чувств, край земли – местом, где согреваются сердца, далекие сибиряки стали для зрителей понятными и родными. Успех был действительно явный. Хотя из реплик мы использовали только междометия и выражение «едрить твою…». Юмор шел почти нон-стоп, одна реприза за другой в духе лирической клоунады. Много было смеха, неуемные негритята обалдели от нашей тысячи «снежков». В момент желанного объединения влюбленных зрители плакали от счастья. Второй, тоже интерактивный и «немой» спектакль мы дали вечером в легендарном зале «Амбассадор». Среди публики видели Никиту Михалкова с внуком, Сергея Безрукова, были эмигранты, но слышалась и французская речь. В театрализованном действии участвовали вместе с нами театр моды, шоумен с мыльными пузырями, другие артисты. Моя задача была все это сюжетно увязать, обыграть и оправдать. И бесстрашная семерка «Третьего круга» блестяще с этим справилась. Импровизированное зрелище «Волшебник страны брусничного мороженого» прошел на ура. Дети облепили край сцены, в финале нам аплодировали стоя. На фотографиях после спектакля я – в маске, у меня все лицо было заплаканное. Не верилось, что все наяву, что мы совершили это маленькое головокружительное волшебство, сотворили этот чудесный вечер чистой радости.
Дерзновенные мечты
- Флора, а не было амбиций получить профессиональный статус?
- Было искушение. И были переговоры, посулы, даже здание я ходила выбирать. Но потом тема угасла, и, я думаю, это к лучшему. Бог отвел. Если бы затея выгорела у наших покровителей, нам грозило бы превращение в агитбригаду власти со всеми вытекающими последствиями. Одни только предвыборные кампании свели бы нас с ума. Творческому организму просто не выжить в этом бескислородном пространстве. Не случилось – и не надо. Есть у меня другая мечта – открыть свою театральную школу. Чтобы с младшего возраста воспитывать будущих артистов, которые играли бы постоянно, как в репертуарном театре. А заодно и смежные профессии осваивали бы: гримеров, осветителей, звукарей, декораторов… Сейчас у нас в Омске крепкой учебной площадки нет. Многие ребята едут в Москву, Питер и там теряются. Вот бы дать им возможности роста в родном городе. Нашлись бы хорошие спонсоры, а задел для такой работы, в сущности, уже есть.
- А сами вы не хотели бы с вашим колоссальным потенциалом реализоваться на столичных сценах?
- Нет. Я люблю провинцию, ее чистые, не только в прямом смысле, необезумевшие города. Омск – один из таких. Так зачем куда-то ехать? Надо здесь украшать и обогащать жизнь, насколько хватит сил и дарований. Главное, что есть команда единомышленников, которые хотят этого так же, как и я. Есть поддержка творческого сообщества, областной власти. Есть друзья, готовые прийти на помощь. Есть искренние благодарные зрители.
Гуманитарный капитал у Флоры завидный. Она поистине счастливый человек. Всегда рядом ведущий актер театра, тренер по сценическому движению, телеведущий, педагог, фотограф, оператор и монтажер, словом, мастер на все руки, - муж Флоры Александр Повякало. Любимая дочка Катюша практически растет на подмостках. Незримо все время рядом незабвенный и горячо любимый дедушка Назарет – акын и сказочник из горного кавказского села Ахалцихе на границе с Турцией, где будущая театралка проводила девчушкой все летние каникулы. Дед для Флоры – образец душевной красоты и активной любви к жизни, к людям, к творчеству.
- А у моей бабушки Ермонии была сестра по имени Флора, которая играла в сельском театре, - вспоминает моя собеседница. - Со спектаклями они объезжали соседские аулы. Все жители сбегались на представления, успех был несусветный. А как пели! Вся публика начинала подпевать. Я помню, было мне лет семь, тетя Флора в какой-то пьесе умирала на сцене, на глазах у земляков. Вот она умирает – и весь зал ревет ревмя. А потом самодельный занавес открывается – и вот она, «покойница», сидит на авансцене, свесив ножки и заразительно хохочет. «Чего вы ревете, - говорит, - дурачье? Я ведь живая!» И все как один начинают смеяться от счастья! И в этот миг всем абсолютно ясно, что смерти вообще нет…
Марина Рыбак
http://http://baikal.mk.ru/articles/2015/08/31/svobodnaya-peppi.html