В народном театре «Чудак» 28 июля отпраздновали Татьянин день - 50 лет творческой деятельности и 100-ую роль Татьяны Шляпневой.
Про каждого из её сценических героев есть запись в особой записной книжке: название пьесы, автор, роль, дата премьеры. Книжка необыкновенная - величиной со спичечный коробок, в металлической коробочке, на крышке - летящий по волнам парусник (книжку еще на заре актерской карьеры подарил режиссер театра Леонид Беспрозванный, он любил радовать артистов небольшими подарками). В крохотных листочках большая актерская судьба и роли от юной, восторженной Тани Донченко в спектакле «Гусиное перо» до умудренной жизнью Розовой дамы в пьесе «Оскар и Розовая дама».
В детстве она не мечтала стать актрисой, профессию выбрала нужную в народном хозяйстве, закончила Ярославский химико-механический техникум и приехала по распределению работать на Ангарский нефтехимический комбинат технологом по переработке нефти и газа. Татьяне Шляпневой было тогда 19 лет.
- Это сейчас молодежь стремиться в Москву, в другие крупные города, а мы ехали в Сибирь за романтикой, - рассказывает она. – Ангарск был молод и молоды его жители. Мы не искали, где лучше, мы стремились сделать жизнь лучше, ярче здесь, в том месте, где мы живем.
Однажды она пришла во дворец культуры нефтехимиков.
- Глянула и обомлела. Тогда он был новым и выглядел по- другому, в нем было величие дворца культуры, высокие колонны, сияющие люстры, зрительный зал с балконом. Спектакль народного театра меня очаровал совершенно. Я смотрела на сцену и думала только о том, что я тоже хочу играть. Несколько месяцев с нетерпением ждала записи в театр.
Этот день настал в воскресенье, 28 июля 1965 года. В День военно-морского флота в фойе дворца её встретили два морячка в тельняшках и внесли в списки начинающих актеров. Тогда еще не было приметной записной книжки, но парусник её актерской судьбы уже снялся с якоря. Теперь каждый год этот день она отмечает, как праздник, накрывает стол, приглашает друзей-«чудаков».
Татьяне повезло с первой ролью Тани Донченко в пьесе «Гусиное перо». Героиня была близка ей по духу. Такая же задорная, прямолинейная, готовая кинуться в бой за правду.
Успех окрылил, придал сил, её приняли в актёрскую среду.
- Это было невероятное время. Энергия в нас кипела. Восемь часов рабочий день, а вечером - театр, репетиции, спектакли. Задерживались до ночи, пили чай, обсуждали пьесы, спорили. Хорошо, если успевали на последний трамвай, а то и пешком шли домой по ночному городу. - Что для вас было главнее: театр или работа?
- Одно время я начала ощущать, что мне скучно на работе. А это ведь неправильно - мучиться от однообразия целый день. Надо было что-то менять, - признается Татьяна Сергеевна. - Когда появилась возможность, перешла в лабораторию на завод химических реактивов, там проводила хроматографические анализы различных химических веществ. Исследовательская работа меня увлекла, придала смысл моей производственной деятельности. Я утром шла на работу с радостью, а вечером спешила на репетицию с удовольствием.
- Как на заводе относились к Вашим частым поездкам с театром?
- Раньше к художественной самодеятельности было другое отношение. Нас поддерживали власть и предприятия, мы «несли искусство в массы», вели просветительскую работу среди населения. Бывало, что на несколько недель уезжали на фестивали, смотры или с агитбригадой колесили по области, выступали в цехах, сельских клубах, в полях во время уборки урожая. За время отсутствия самодеятельных артистов на предприятиях за ними сохранялось рабочее место и средняя заработная плата.
- Не жалеете, что не стали профессиональной актрисой?
- Нисколько. Когда мы обсуждали эту тему с Леонидом Владимировичем Беспрозванным, он мне сказал: «На профессиональной сцене, у тебя не будет таких возможностей, как в любительском театре». Он был прав. У многих ли известных артисток, как у Татьяны Шляпневой, насчитается 100 ролей? И половина из них – главные! Ей довелось сыграть женщин разных эпох: королеву Елизавету II, Вассу Железнову, Ирину в «Вечно живых», Марию Александровну Москалеву в «Дядюшкином сне», Верочку Коломийцеву в пьесе «Последние», леди Капулетти в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», Васюту в «Провинциальных анекдотах» Вампилова.
- Мне нравятся «характерные» роли, - говорит Татьяна Сергеевна.
Создать роль, вжиться в образ, воплотить задуманный драматургом и режиссером персонаж, да так, чтобы зрители поверили, требует немало сил, нервов и самоотдачи. В спектакле «Игрок» по роману Достоевского Татьяна Шляпнева играла Бабуленьку. Действие разворачивалось в фойе дворца. Полукругом места для зрителей, в центре – артисты. Протяни руку – коснешься пышных нарядов дам XIX века. С выходом Бабуленьки на сцену зрители, как и персонажи пьесы, притихли, затаились, настолько сильно было её влияние на окружающих. Грозная, богатая помещица, московская барыня властвовала, заставляя прислушиваться к каждому своему слову, возражений не терпела. Даже после проигрыша в казино, она оставалась прямой и искренней.
- Мне дороги все мои роли – главные и эпизодические. В пьесе «Двое поменьше» довелось играть старуху-эстонку. По ходу действия она несколько раз произносила только одно слово - «тере» («здравствуй»). Но звучало это приветствие в разных ситуациях, значит, и произносить его надо было на разные лады. Неважно, сколько по сценарию слов и сколько времени находишься на сцене, надо представить своего героя достойно, даже в массовке. В комедии «Заяц love» в завершающем эпизоде все актеры выходят на сцену всего на три минуты. Но за это коротенькое время анекдот из жизни очередных «униженных и оскорбленных», растративших свою жизнь и талант провинциальных артистов-неудачников становится трагедией для жителей всего городка. - Наблюдая за игрой известных артисток в тех же ролях, в которых заняты Вы, отмечали, что в некоторых эпизодах сыграть надо бы по-другому?
- В столичных спектаклях все отточено до мелочей, там главное – профессионализм. На гастролях каждый вечер новый город, другая сцена. Столичные артисты видят зрительный зал, а мы, актеры народного театра, видим зрителей. Порой я обращаюсь напрямую, к кому-то из сидящих в зале, произношу текст, глядя в глаза человеку. Мне важна его реакция, понял ли он меня, дошел ли до него смысл монолога? В столичных спектаклях мне не хватает личностного общения артиста со зрителем, душевного тепла.
- А где сами черпаете энергию для своих ролей?
- В общении с «Чудаками». Того, что дал мне Леонид Владимирович Беспрозванный, как говорила героиня моей сотой роли Розовая дама: «хватит еще на много лет вперед». Я благодарна судьбе, что мне довелось играть на одной сцене с Лидией Саницкой, Анной Алятиной, Сергеем Андрасюком. Рядом мои друзья, коллеги: Владимир Путято, Наталья Андриенко, Сергей Метелкин, наш режиссер Александр Говорин и все наши артисты. Театр живет, здравствует и радует зрителя новыми постановками.
Сотая роль – это значимое событие, но при этом число 100 остается порядковым номером, за которым следует 101, 102 …. и так далее. В знаменитой записной книжечке с парусником еще хватит страничек для новых ролей.
Ирина Бритова
Опубликовано в газете «Ангарские ведомости» 5 августа 2015 года № 63 (880)