Ткачество – один из древнейших видов народного декоративно-прикладного искусства. На Руси оно появилось еще в домонгольскую эпоху, а уже к XVI веку в Москве существовало несколько ткацких слобод. Распространилось ткачество и по всей территории России, нередко соединяясь с приемами обработки текстиля, известными у коренных народов, населявших присоединенные территории. Создание одежды и бытового текстиля всегда занимало особое место в культуре, а предметы, изготовленные в технике узорного ткачества нередко имели сакральное значение.

Многие важные события в жизни человека происходили с обрядовым использованием таких предметов. У сибирских старожилов такое отношение сохранялось вплоть до начала XX века. В Сибири до XVII в.  преобладал текстиль из материалов животного происхождения: шерсти, шелка. Однако эти материалы были ввозными. Шелк попадал в Сибирь из Китая и Средней Азии, крупным источником импорта шерсти долгое время был Новгород. При этом постепенно вводились в обиход, а в XVIII-XIX веках широко распространились ткани из растительного сырья. Они были как местной обработки (эта традиция известна в Сибири во все исторические периоды), так и ввозные. В том числе, ткани фабричного и кустарного производства. Они импортировались из центральной России и из сопредельных азиатских государств. Развитию ткачества способствовали потребность в предметах первой необходимости в переселенческом хозяйстве, в том числе и в бытовом текстиле. Частично эта потребность удовлетворялась домашним производством, однако в результате активного становления торговли и появления богатого ассортимента ввозных тканей, собственные ремесленные и промышленные центры производства текстиля в Сибири не сложились.

Тем не менее, сибирские мастера и по сей день сохраняют и развивают русские ткацкие традиции. Многих из них объединяет Иркутская региональная общественная организация «Союз мастеров народного искусства “Оникс”», созданная в 1990 году и в 2020 году отмечающая свое тридцатилетие. Все эти годы бессменным руководителем организации является Народный мастер Иркутской области Галина Яковлевна Березина. «Оникс» ведет широкую просветительскую деятельность и вносит значительный вклад в сохранение ремесленных традиций в регионе, в том числе и в развитие ткачества. На сегодняшний день благодаря работе организации открыто более десяти ткацких мастерских по всей Иркутской области. На выставке представлен целый ряд работ созданных мастерами «Оникса». Среди них выделяются дорожки, половики, столешницы и пояса, изготовленные Валентиной Михайловной Христолюбовой. Их отличает яркая цветовая гамма, геометрический орнамент и высочайшее качество изделий – ее рукотворные полотна способны конкурировать с фабричным текстилем.

Заслуживают особого внимания и работы Народного мастера Иркутской области, также члена «Оникса», Нины Иннокентьевны Медведок, использовавшей в создании предметов одежды ткацкой техники, традиционно применяющейся при изготовлении половиков. Сама Галина Яковлевна Березина также предоставила для экспонирования свой тканый половик в технике «ромбы», 25  а также полотенца, реконструированные по рисункам П.Ф. Требуховского. Кроме того, она является автором технологии «домотканый гобелен “Иркутский”», которая приобрела популярность во всей области. Созданные по этой технологии панно с флористическими сюжетами Людмилы Федоровны Черных из Иркутска и Елены Николаевны Свешниковой из Тулунского района стали привлекающими внимание акцентами экспозиции.

Примечательно, что ткачеством занимаются и мужчины – на выставке представлена рубаха с элементами браного ткачества, созданная Владимиром Вениаминовичем Пичугиным из Шелеховского района.

32Нельзя не отметить и пояса Олеси Александровны Крушевской из Тулунского района, вытканные с использованием традиционных обережных и благопожелательных орнаментов.

33Вторая часть выставки посвящена народной кукле. Возникнув в языческой культуре, народная кукла продолжала существовать в своей естественной среде вплоть до вытеснения крестьянского уклада индустриальным на рубежа XIX-XX веков, а в наши дни она приобрела новые формы, среди которых исследователи выделяют несколько основных. Аутентичная традиционная кукла – не только созданная с применением исторически достоверных материалов и технологий, но и предназначенная для бытования, т.е. для использования в играх, обрядах, праздниках – такие куклы в наше время составляют этнографическую редкость. Реконструированная кукла – создаваемая современными мастерами по исторической технологии, но предназначенная для выставочных, образовательных и иных целей, не предусматривающих реальное бытование. Выделяют также особый тип постобрядовых кукол – это куклы, исторически не известные, придуманные уже в XX-XXI веках в «народном» стиле, выражающие современные представления о народных традициях. К сожалению, этот тип кукол нередко смешивается в творчестве с аутентичными, для них даже придумываются легенды об их якобы «древнем» назначении. Кроме того, существуют художественная авторская кукла и сувенирная кукла – для них характерны отступления от традиций в материалах и технологии, народная образность в них выступает в качестве творческого приема. При этом художественные авторские куклы часто создаются как произведения искусства в единичных экземплярах, а сувенирные куклы предназначены для продажи и могут при необходимости воспроизводиться по одному шаблону.

34На выставке представлены реконструированные, постобрядовые, авторские и сувенирные куклы. Яркостью и жизнерадостностью обращают на себя внимание миниатюрные куклы подающей большие надежды начинающей мастерицы Татьяны Юрьевны Черепановой из Иркутска.

На новый творческий уровень вышли колористически сдержанные, но при этом выразительно характерные работы Ирины Артуровны Преловской из Заларинского района.

38Богатством красок и динамикой отличаются сюжетные композиции Елены Васильевны Молчановой из Тулунского района.

Изюминка этого раздела выставки – фрагменты коллективного проекта «Заларинский хоровод», который был создан в 2019 году в преддверии областного этнофестиваля «Мы разные. Мы вместе!» и областной выставки-конкурса «Кукла Иркутской области». Тридцать мастеров района, участвовавших в проекте, сшили славянских тряпичных народных кукол и кукол в костюмах разных национальностей, живущих в Заларинском районе – это буряты, украинцы, белорусы, татары, голендры. Куклы прикреплены к одинаковым по размеру квадратам, выполненным в технике лоскутного шитья, которые можно собрать в одно большое панно. Целью этого проекта является популяризация самобытных национальных традиций и дружбы народов посредством народной куклы и преемственность мастерства младшим поколением.

С учетом коллективного проекта «Заларинский хоровод», выставка охватила работы около пятидесяти мастеров из Иркутска, Шелеховского, Тулунского, Заларинского, Усольского районов. Это позволило показать традиции ткачества и народной куклы, бережно сохраняемые и творчески развиваемые мастерами Иркутской области, в их богатстве и неисчерпаемом разнообразии.

Над выставкой работали:

Текст – А.И. Кожухарь, к.и.н., ведущий специалист по фольклору ГБУК «ИОДНТ»; М.М. Земляничкина, специалист по декоративно-прикладному искусству Комитета по культуре Муниципального образования «Заларинский район».

Экспозиция, фото – О.А. Ращенко, заведующая отделом «Ремесленное подворье»; А.С. Русакова, менеджер по культурно-массовому досугу ГБУК «ИОДНТ», Е.Л. Московских.

План работы
 
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика