Фольклорно-этнографическая экспедиция в Эхирит-Булагатский район

Оцените материал
(0 голосов)
Комаров Николай Иванович, 1938 г.р. деревня Куяда Комаров Николай Иванович, 1938 г.р. деревня Куяда
С 25 по 27 октября 2010 года Областным Центром Народного Творчества и Досуга проведена экспедиция в Эхирит-Булагатский муниципальный район Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Было исследовано два старинных русских поселения: деревни Заахал, Куяда и поселок Свердлово, основанный в середине XX века.
Эхирит-Булагатский район расположен в Предбайкалье на Лено-Ангарском плато. Главная река - Ангара. Климат резко континентальный: средняя температура января -22? С, средняя температура июля +17? С. Большая часть территории округа покрыта лесостепью. Усть-Ордынский район единственный, где нет городского населения. Русское население составляет 63% от общей численности, коренное население буряты — менее трети.
 
Цель экспедиции - исследование старинных русских поселений, старожильческого населения, живущего на данной территории с XVII-XVIII века.
 
По генеалогическому древу мало кто помнит свой род больше трёх поколений. Суждения о принадлежности к старожильческой культуре выносились по другим признакам: фамилии, диалекту, материальной культуре. От них записаны рассказы о жизни в колхозе и коммуне, а так же истории из жизни единоличной, хранящей бесценную информацию о быте, нравах, домашних занятиях. Зафиксированы наигрыши на гармошке: краковяк, цыганочка, яблочко, подгорная, вальс, а так же песни и частушки. Рассказы о календарных праздниках, традициях, характеризующих именно эту местность. Выявлялись особенности бытования и распространенность свадебного обряда на территории бассейна реки Куда. Рассказы о вечерках (посиденках), различных играх (в ремешок, в фантики, в козла и т.д.), воспоминания о банде Кочкина, промышлявшего в гражданскую войну, Колчаке и его армии – записывалось всё то ценное, что ещё хранится в памяти людей. Различные анекдоты – реальные события, случаи, происходившие с крестьянами и раскрывающие перед нами их духовный мир, сложные моменты вхождения в стремительно развивающийся мир городской культуры. Мифологические представления, показывающие связь всего живого и неживого на земле, возможности воздействия на события, людей, через предметы, произнесённое вслух или про себя слово. Человек в народной культуре не делился на составляющие. Он чувствовал себя гармонично как в обществе, так и дома, как в праздник, так и на работе, ощущая себя частью целого, оставаясь при этом цельной личностью.
 
Конечно, сегодняшнее состояние фольклорной традиции есть результат многолетнего влияния идеологии, слияния деревни с городом, переориентирование семейных, традиционных ценностей на увлечение и следование сиюминутной моде. Но наша задача нам видится не в исправлении противоречий, естественно возникающих при столкновении различных культур, а в сохранении всего того ценного, что до сих пор хранят в своей памяти люди. Изучая это, мы отчасти выполняем свой долг по сохранению знаний по народной традиционной культуре для потомков, которая во многом является первоосновой для нашей культуры в целом.
 

ОЦНТиД, www.ocnt.isu.ru
Заведующий отделом
фольклора и этнографии
Росляков А.В.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены